Травка-муравка, журавли и дети

— Смотрите, вон цапля стоит. Последнее время их здесь много развелось, — Михаил Иванович показывает свои водные угодья. — Нынешней весной несколько аистов, японских и даурских журавлей видел. Раньше они тут не летали. Хочется, чтобы краснокнижные птицы прижились. Место ведь хорошее, только его охранять надо.

Рукотворное озеро Муравка, что в двух километрах от Новорайчихинска, сегодня любимое и почти единственное место отдыха для жителей полуразрушенного поселка, который в шутку зовут Сталинградом. Теплое, чистое, с песчаным пляжем, ровным дном и криком лесных чаек. Вокруг озера березовые и дубовые леса. Через каких-то пятьдесят лет этот живописный водоем обрастет еще и хвойниками. На фоне сосен и елей будет выделяться исполин и кормилец кедр. Создать кедровники на богом заброшенной, бесхозной и, по сути, никому не нужной земле — мечта предпринимателя. «Все мое детство с кедром связано. Орехи тряс, да и просто лазал, — говорит Михаил Даньков. — Бурейский район — кромка ареала этого ценного дерева. Раньше здесь столько кедровников было, а сейчас разве что на картинке увидишь».

3

заповедника и 33 ООПТ федерального и регионального значения существуют в Амурской области. Муниципальных нет. Возможно, инициатива Михаила Данькова узаконить свои кедровые насаждения станет первым прецедентом в Приамурье

В советское время на этой территории располагалась турбаза угольщиков. Но в связи с перестройкой объект стал бесхозным, начал потихоньку разрушаться и превращаться в мусорную свалку. Дамба разрушилась, озеро стало высыхать и обрастать мусором, а березовая роща нещадно выпиливаться на дрова. Еще чуть-чуть — и эта живописная пастораль превратилась бы в пустыню.

— Ну нельзя же все время разрушать и только брать от природы, сколько унесешь, — возмущается Михаил Даньков. — Именно природе приходится отдуваться за все проблемы нашего воспитания и экономические тупики. То, что в водоемах не стало рыбы, да и самой чистой воды, негде искупаться летом, — к этому все привыкли. Берега озер и русла рек завалены мусором — тоже норма. Мало того что вся экономика нашего района разрушена перестройкой, скоро и природу потеряем. Остается завидовать тем народам, которые научились ее беречь. Долг когда-то надо же и отдавать, да и у земли должен быть хозяин.

Три года назад у Данькова появилась идея создать хвойную лесную базу для ребятишек из детского дома Новорайчихинска. Хватит уже детдомовцам за забором прятаться. Пусть отдыхают и работают на лоне природы, познают ее, учатся беречь. Ведь любовь к земле, на которой живешь, и есть патриотизм. Начал забирать и привозить на озеро учеников. Сироты и стали первыми лесничими. Вместе чистили территорию, высаживали кедры.

— Столько радости в их глазах было! — продолжает мой собеседник. — Год назад двух братьев забрала семья в другой город. Я передачу смотрел, где они говорили, что больше всего в детском доме им запомнилось, как они деревья у меня сажали. Было приятно.

Денег нет? Но вы держитесь

Затем Михаил Иванович взял в аренду 30 гектаров земли для насаждения лесных плантаций. Это был самый оптимальный вариант, чтобы избежать непосильных налогов. Кстати, по закону земля была оформлена только в этом году, когда в нее была уже вложена масса сил и денег. На вопрос, сколько денег вложил и зачем ему это надо, предприниматель говорить не любит. Хотя, по моим скромным подсчетам, на домик в благодатном Краснодарском крае (мечте многих сегодняшних амурчан) и безбедное существование на пенсии хватило бы. Только одних КамАЗов с песком на возрождение разбитой дороги и создание песчаного пляжа около сотни ушло. Столько же было вывезено машин с мусором. Энтузиаст сам строил дамбу, прокладывал трубы, чтобы получился рукотворный водопад. А главное — вместе с детьми высадил более 300 саженцев кедра и еще столько же сосен и елей. В скором времени здесь планируют разбить и липовые рощи.

— Да я не один все это делаю, — скромничает Михаил Даньков. — Многие помогают: кто машину даст, кто — саженцы, кто просто придет мусор убирать. А насчет Краснодарского края, куда народ за лучшей долей едет, вот что вам скажу. Сам я туда не собираюсь — здесь родился, здесь и сгодился. Да разве там такое раздолье встретишь, да и по большому счету кому мы там нужны и чего мы там не видели?! Предки мои в начале ХХ века сюда как раз из Краснодарского края и приехали. Как раз за лучшей долей.

На вопрос, сколько денег вложил и зачем ему это надо, предприниматель говорить не любит. Хотя на домик в Краснодарском крае точно хватило бы.

Рядом с дубравой зеленые поляны, усеянные ландышами. Аромат сводит с ума. Цветов здесь много: и болотные огоньки, и краснокнижные орхидеи «венерины башмачки», и ирисы. «Руки дойдут — и орхидеи по периметру рассадим, — улыбается энтузиаст. — А сколько здесь голубики и грибов! Ведрами собираем».

Сегодня на чистейшем, почти таежном озере любят отдыхать жители Новорайчихи. Зимой катаются по озеру и вдоль леса на лыжах. Для детей Михаил Даньков строит и заливает горку. Погреться и попить чая можно в теплом домике. Летом жители купаются и загорают, катаются на каруселях и прячутся от солнца в беседке. За вход денег не берут. Главное условие: поел, погулял — убери за собой. Есть у этого места и свои волонтеры.

— Как свободное время появляется, то сразу сюда, — рассказывает местная пенсионерка Нина Глущенко. — И посадками занимаюсь, и убираюсь. Да и сторожу потихоньку — мало ли что! Вот сегодня несколько хулиганов прогнала. За всем глаз да глаз нужен.  Никто меня не заставляет — это моя личная инициатива. Мне здесь нравится, легче дышится. Ну должно быть у людей место досуга и отдыха. Вот у нас оно и есть.

Через несколько дней на Муравке откроется экологическая лагерная смена с дневным пребыванием. Десять ребятишек будут здесь работать и отдыхать. Взрослые и дети планируют создать многокилометровую экологическую тропу вдоль водоема и по лесу.

Из бесхозной территории в охраняемый парк

По сути, Михаил Даньков — директор вверенной ему территории, сторож и разнорабочий в одном флаконе. У него только одни обязанности за сохранность этого места от пожаров и от вандалов. А вот прав нет. Не может он здесь построить домики для отдыха, создать прочую туристическую инфраструктуру. «Да что там домики, — сокрушается хозяин. — Я рыбу в озере разводить не могу. В одном месте мальков выпущу, в другом — их сетями повылавливают. Опоры установить, чтобы аисты гнездились, тоже нет возможности — поубивают этих аистов. А вот за пожары я в ответе. Причем по правилам я тут должен собственный вертолет для тушения иметь. Но раз начал это дело, то буду идти до конца. Не для себя стараюсь и зарабатывать на этом не собираюсь. Хочу, чтобы людям все это досталось, потомкам. Еще десять лет я могу рассчитывать на свои силы, охранять и приумножать все это богатство. А дальше что? Надо, чтобы эта земля государству была передана, чтобы создать особоохраняемую территорию, природный парк муниципального значения или опытный участок для школьного лесничества».

300

саженцев кедра высадил Михаил Даньков вместе с детьми у лесного озера близ Новорайчихинска

На днях «лесовладелец» обратился с письмом к депутатам местного совета и к губернатору области с просьбой изучить возможность создания охраняемой природной территории вблизи поселка Новорайчихинск.

— Создать на этом месте природный парк вполне возможно, — считает сподвижник Данькова, президент некоммерческого фонда «Вифлеемская звезда» Алексей Стукалов. — Тем более когда все кругом варварски уничтожается, здесь появляется природный оазис. К примеру, на Камчатке, где я долгое время жил и работал, 27% территории — охраняемые ООПТ федерального, регионального и муниципального значения. Территория, за которую взялся Даньков, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к созданию парка. И, конечно же, надо поддерживать человека, который взвалил на свои плечи такую сложную работу, как создание кедровника. Кедр очень сложно приживается, долго растет и за ним нужен специализированный уход. Только при организации особоохраняемой территории в этом месте можно обеспечить охрану и организованный отдых, разработать туристические маршруты и создать новые рабочие места.