Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Переехать нельзя остаться

Организация завершила масштабное исследование социального самочувствия жителей трех субъектов ДФО — Приамурья, Хабаровского края и Еврейской автономной области. По данным фонда, в 2012 году с Дальнего Востока хотели уехать более 40 процентов респондентов, в 2016-м их число сократилось до 37.  Аналогичные настроения испытывают и жители Амурской области. Четыре года назад в регионе хотели остаться 50 % жителей, сегодня — 55 %. Это небольшие изменения, дающие отсчет новой, положительной миграционной тенденции, констатируют социологи.

Доля людей, думающих о переезде с Дальнего Востока, остается по-прежнему высокой — при возможности перебраться в другой регион согласились бы 34 процента респондентов из Амурской области. В основном это молодежь от 18 до 29 лет и люди постарше с высшим образованием. Но даже они утверждают, что на малой родине их могли бы удержать достойная зарплата и доступное жилье. Такого же мнения придерживаются респонденты и двух других регионов, попавших в исследование. Сдерживающими от переезда факторами жители всех трех субъектов назвали предоставление качественного образования и создание благоприятной экологической обстановки.

— Мгновенных результатов не бывает, тем более в вопросах, связанных с миграционными настроениями. Тенденции, которые мы обсуждаем сегодня, возникли уже тридцать лет назад, с крахом Советского Союза, — прокомментировал результаты исследований директор Фонда «Петропавловск» Глеб Кузнецов. — Тогда Дальний Восток перестал быть краем высоких зарплат, преференций и особого внимания государства и превратился в обыкновенный, только очень далекий регион России. Это привело к сильнейшему миграционному оттоку. За десятилетия эти тенденции и настроения об отъезде укоренились. Переламывать их тяжело. Жители должны поверить, что намерения государства серьезны и последовательны. Тем отраднее, что даже само обращение внимания на Дальний Восток, можно сказать, еще только на этапе формулирования стратегий и разработки программ, а не их полномасштабного воплощения, уже приносит безусловные результаты. Это хороший индикатор, подтверждающий, что работа идет по правильному пути.

Космический оптимизм

По словам Глеба Кузнецова, треть жителей опрошенных регионов считают, что развитие ДФО, по их мнению, входит в число государственных приоритетов. Самый большой оптимизм испытывают люди в Амурской области.  Потому что именно на этой территории создаются масштабные проекты под эгидой государства — это и космодром Восточный, и один из крупнейших в России газохимических комплексов, и территории опережающего развития (ТОСЭР).

Амурчане считают привлекательными для переезда Краснодарский край, Сочи, Краснодар и Ростовскую область. В Москву стремятся меньше, чем на юг России. Несколько лет назад многие люди уезжали в крупные города Урала и Сибири.

Наиболее показательный пример – «космический» город Циолковский (бывший Углегорск). Как показало исследование, здесь зафиксирован наибольший социальный оптимизм — 93 % жителей уверены, что развитие Дальнего Востока приоритетно для государства (при этом среднее значение по региону — 31 %). В Белогорске и Свободном ощущают внимание государства более 36 % жителей.

Между тем отношение к тому же космодрому Восточный и другим масштабным проектам на территории Приамурья пока носят больше негативный характер. Так, 67 процентов респондентов в Приамурье считают, что от космодрома больше вреда, чем пользы. Несколько другое мнение преобладает в Хабаровском крае и ЕАО — регионах, расположенных намного дальше от стартового комплекса.  45 % опрошенных хабаровчан считают, что космодром принесет Дальнему Востоку больше пользы, а в Еврейской автономии аналогичный ответ дали 50 % респондентов.

Аграрная история

Дальний Восток может стать одним из самых привлекательных и процветающих регионов России, хоть и в далеком будущем — в это верит большинство амурчан — 58,6 %. При этом 18 % жителей региона уверены, что это может произойти в самой ближайшей перспективе.  

2,5

миллиона рублей — размер президентского гранта, который был выигран фондом на проведение исследования

— Я думаю, что будет процветать, потому что правительство и президент обратили конкретное внимание на Дальний Восток. Возьмите Владивосток  — это сейчас будет город типа Санкт-Петербурга или Москвы, он будет третий. Там и ученые, там все. Сейчас много делается — и космодром строится. Все  же постепенно. Сразу ничего не бывает. Так что я надеюсь, что в будущем будет очень перспективно здесь, на Дальнем Востоке, — приводят социологи выдержку фокус-группы людей, проживающих  в Февральске.

При этом жители исследуемых территорий связывают будущее с развитием сельского хозяйства.  

Более 37 % жителей ЕАО считают, что основной вклад в развитие Дальнего Востока должно вносить сельское хозяйство, в Амурской области их количество превышает 35 %, в Хабаровском крае — 25 %.  Развитие новой для региона нефтяной и газовой промышленности в нашем регионе поддерживают более 10 % жителей. 9,6 % одобряют развитие горнодобывающей промышленности и металлургии.

Реализуемые проекты промышленного развития, создание новых отраслей только начинают получать общественное одобрение, считают социологи фонда «Петропавловск». Для изменения исторической памяти необходимо более активное продвижение и освещение проектов в новых отраслях, уверены эксперты.

МНЕНИЕ

Глеб Кузнецов, директор Фонда «Петропавловск»:

 — Оценивая результативность государственной политики по развитию Дальнего Востока, было бы неправильно ожидать, что за столь короткий период — а с момента, когда подъем дальневосточных регионов был объявлен государственным приоритетом, прошло менее 10 лет — мгновенно остановился бы отток населения и 100 % жителей сказали, что намерены остаться в родном регионе. Это не произойдет. Мы по-прежнему видим, что значительный процент жителей регионов Приамурья говорит о намерении сменить место постоянного проживания и покинуть Дальний Восток. Однако проведенное фондом исследование выявило и позитивные индикаторы: респонденты в точках приложения особых государственных усилий (будь то город Циолковский или Комсомольск-на-Амуре) замечают приоритетность развития Дальнего Востока для федерального центра. Для жителей остальных территорий государственная политика по развитию ДФО пока существует преимущественно в информационном поле. Тем важнее, что сигнал получен даже жителями депрессивных территорий, которые считают, что превращение Дальнего Востока в один из самых привлекательных регионов России возможно в ближайшем будущем. Следующим шагом должно стать воплощение этих ожиданий в жизнь.

Дальний Восток — это очень депрессивный регион, и даже незначительные изменения в социальном самочувствии жителей дорогого стоят.

В 2012 году государство активно взялось за решение дальневосточной проблемы и сделало на этом пути успехи. Политика в целом ведется достаточно правильно. Другое дело, что все это происходит медленно. Однако там, где существует бюрократический механизм, где требуется принимать много законодательных актов, всегда есть задержки. То есть, грубо говоря, закон о территориях опережающего развития (ТОР) писался три года, о дальневосточном гектаре — столько же. Прежде чем что-то реально заработает, должно пройти время. И люди пока не видят улучшений, но они надеются.  Они испытывают гораздо больший оптимизм по сравнению с тем, что творилось в 90-е годы или в нулевые.