Фото: Амурский театр драмыФото: Амурский театр драмы

Китайское название «Албазин»

Знакомый журналист из ватаги обычно сопровождающих губернатора, как хороший профессионал и человек неравнодушный, поделился со мной своими переживаниями. Лет десять назад из Хабаровска приехал полпред президента, наш губернатор Николай Колесов возил начальника по предприятиям, колхозам, делился соображениями, как намерен вести разрешать проблемы, просил помощи. Наконец, оказались на долгострое, обзываемом горожанами «Бастилией», то есть на объекте социального назначения — областном культурном центре. Строительство велось судорожными рывками, по мере поступления средств. Гость поинтересовался,  каково, мол, название ОКЦ? Губернатор ответил.

— «Албазин»? А что это слово означает? — спросил чиновник.

— Да, что-то китайское, — отметил тогдашний амурский губернатор, как бог на душу положил.

— Тогда можно еще «поиграть» с названием, чтобы нашенское было, русское, амурское, — высказал суждение высокий гость, урожденный татарин.

— Поиграем… — в тон ему ответил губернатор.

Тогдашнему руководителю области такое незнание истории Приамурья можно и простить, все-таки был он из варягов. Между тем немногие коренные амурчане готовы предметно говорить на темы истории родного края.

1,5

миллиона — стоимость проекта «Горький хлеб Албазина». 400 тысяч рублей на него выделило Министерство культуры России. Остальные средства изыскали в областном бюджете

Новая постановка амурского театра драмы «Горький хлеб Албазина» — знаковая в этом смысле. Чтобы разговаривать с людьми об истории родного края, создать удобоваримую пьесу, которая бы не вызывала неприятия у артистов и у зрителей, кроме таланта литератора, необходимо «быть в теме». Создать такого рода материал сродни настоящему колдовству, которое удалось осуществить заведующей литературной частью театра драмы, автору десятка книг Нине Дьяковой.

— С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет, — признается она. — Но зацепила меня идея создания пьесы по албазинскому противостоянию, завершившемуся подписанием Нерчинского договора, три года назад, когда побывала на Дорохинских чтениях. Было время,  неспешно походила по тем историческим местам. Я впервые побывала там 17-летней студенткой педвуза под руководством Нины Шенкевец в составе небольшой группы филологов, которая прибыла в Албазино собирать слова для готовившегося Словаря говоров Приамурья. Да и позднее, уже будучи сотрудником краеведческого музея, также регулярно соприкасалась с материалами по Албазину. Но побудило к написанию пьесы все же именно на этих чтениях, где врезался в память доклад о Нерчинском договоре. В воображении рисовались картины происходившего в 17-м веке, и далее уже не отпуская, самостийно то и дело всплывали в сознании, не давая душе покоя.

Между святителем Иннокентием и Албазином

В том, что амурский драматический способен поднять такого рода материал, сомнений не было. Сыграло свою роль и 350-летие ценнейшей реликвии тех времен иконы Албазинской Божьей Матери.

— Из Минвостокразвития пришло предложение об участии в программе грантов на знаковую  историческую тему. Владивостокцы, к примеру, эффектно обставили массовое представление с крейсерами  — прямо на море,  на воде с пиротехникой и потешными боями. А у нас было сразу два варианта по гранту. Это постановка по Иннокентию Вениаминову и Албазин, — продолжает Нина Николаевна. — Оба чрезвычайно  интересны. Следующий год — юбилей Святителя. Это легендарная личность, благодаря  ему — персоне, на мой взгляд, не менее значимой, чем Муравьев-Амурский, — и наш город назван. А каковы материалы по Албазину! Я прочла сотни документов — доездные, отписки, челобитные, послания царю, переписку между воеводами, частные письма… А какие лидеры казачества были! Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов, Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон, яркие личности — воеводы, казаки.

По словам автора пьесы, постановка охватывает почти сорокалетний отрезок времени — так называемый Албазинский клинч.  Защитники и строители Албазина пережили три долговременные осады и проявили себя как люди жертвенные, истинные герои.

Режиссера пригласили из Хабаровска

Под крупный проект необходимо было заявить нерядового режиссера. И такой на Дальнем Востоке есть. Это Вадим Гогольков, заслуженный артист России, руководитель «Триады» — самобытного муниципального камерного театра в Хабаровске. В амурском областном театре этот человек появился не случайно. Зритель со стажем добром помнит постановки Вадима Сергеевича на благовещенской сцене  — «Вишневый сад», «Король Лир», «Горе от ума». «Горький хлеб Албазина» — пятая работа в этом ряду. С неизменным успехом работает Гогольков.

— Во-первых, мне интересно работать с другими артистами, — рассуждает Вадим Сергеевич. — Другая причина в том, что артистов амурского драматического в большинстве я хорошо знаю. Третье: в моем театре маленькая сцена, особо не развернешься. А здесь масштаб постановки иной. Плюс свежий драматургический материал.

«С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет», — признается автор пьесы Нина Дьякова. 

По мнению режиссера, дополнительная трудность в том, что в материале много дат —  временных отметок, перескоков от одной даты к другой. По ходу действия в противостояние вступают все новые и новые персонажи. И порой крайне сложно показать жизнь человека за минуту-две-три. Это сродни видеоклипу. Да и артистам непривычен такой материал. А ведь зрителю все должно быть понятно с первого просмотра.

— Мы перекраивали, переписывали некоторые сцены — появлялись новые сюжетные ходы и линии. В одном из предложенных поначалу вариантов на порядок изменился временной масштаб. Это был живой материал, и требовалось постоянное присутствие автора. Так что для Нины Дьяковой постановка вылилась в суровое испытание. Она выдержала.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Бедина, директор Амурского областного театра драмы:

— Зная о том, что впереди круглая дата иконы Албазинской Божьей Матери и Албазинской крепости, мы два года кряду подавали заявку в федеральное Минкультуры на финансирование проекта, — рассказала директор театра Татьяна Бедина. — Конечно, полученные суммы оказались значительно меньше запрашиваемых. Но войти в проект и сделать необходимые выплаты авторам хватало. Затраты на постановку предстояло вести за счет других источников, поскольку последние годы финансирование на постановки отсутствовало напрочь. Благодаря нашей настойчивости в части оформления заявок в Минкультуры России, мы ежегодно умудряемся получать грант. Пусть небольшой, но он регулярно есть. А при имеющейся поддержке губернатора Амурской области, который в своем рабочем графике нашел время пообщаться с творческим коллективом театра, смотрим в будущее оптимистично. Мы постарались донести до руководителя региона, почему именно данный проект должен быть. Он понял нас, впрочем, и сам знает историю Албазина, поэтому на равных вел диалог с творцами, одобрив посыл, что знать свою историю необходимо. «Горьким хлебом Албазина»  мы открываем очередной театральный сезон. Приглашаем на премьеру! Не уверена в том, что наши земляки стоят в библиотеках в очереди за книгами по краеведению и затем  читают их взахлеб.  Амурчане в массе не знают, почему и в честь кого названы населенные пункты. Наша цель — пробудить интерес земляков к истории нашей малой родины.

Режиссер — профессионал с большой буквы

Поделился соображениями по поводу новой постановки народный артист России Владимир Матвеев. Владимир Гаврилович, которому счастливо под восемьдесят, не пропускает ни одной постановки, если для него имеется  «возрастная» роль. В «Горьком хлебе Албазина» — не одна. Здесь занята вся труппа, плюс легионеры из служб театра, включая завмуза.

— Мы с коллегами сошлись на мысли, что из всех многочисленных режиссеров, работавших в театре, никто, кроме Вадима Гоголькова, со столь сложной работой не справился бы. Профессионал с большой буквы! — считает Владимир Гаврилович. — Он любит артистов. Излишне не насаждает свои представления, не учит назидательно, а неспешно умеет наладить и творческие, и человеческие взаимоотношения. Апломб и столичный снобизм исключены. Единственно, если человек, играя по правилам, установленным в команде, вдруг нарушает, Вадим Сергеевич может показать  «желтую карточку», строго предупредить. Но никогда — «красную». Торческую инициативу приветствует. Но если это идет вразрез с его представлениями, умеет убедить актера отказаться от новаторства. Албазинский клинч — дела давно минувших дней, немного достоверных данных  о том, как на самом деле говорили люди, во что одевались. Остается фантазировать, а этот режиссер умеет обращаться с таким материалом. Да и наша постановочная команда опытная — от пошивочников костюмов до художников, балетмейстера,  инженеров по звуку и свету.

Возрастная категория материалов: 18+