Вне закона

15

процентов владельцев нелегальных рекламных конструкций реагирует на предписание администрации убрать щит или баннер

Последние годы улицы Благовещенска все больше напоминают дешевую рекламную газету: пестрящие указатели и штендеры стоят на каждом углу, щиты бьют в глаза разномастными расцветками, а растяжки и баннеры заплатками распластаны на стенах домов, заборах и леерных ограждениях.

— Наш город имеет своеобразную планировку: узкие улицы, много трех- и пятиэтажных зданий в центре.  Но в полной мере оценить красоту Благовещенска непросто: внешний вид города страдает от наружной рекламы, — говорит председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Благовещенска Ольга Богданова. — Сегодня в городе больше тысячи рекламных конструкций. И лишь 211 имеют действующие разрешения, еще порядка 800  установлены незаконно.

Большая часть владельцев рекламных конструкций не заморачивается с получением разрешения, оплатой госпошлин или участием в конкурсах: пришел, увидел, повесил. Причина такой наглости — абсолютная безнаказанность.

Большой популярностью пользуются форматы, установка которых не требует привлечения вышки и спецтехники.

— К нам зачастую обращаются клиенты, которые говорят: хочу поставить щит на этом перекрестке. Я их спрашиваю: разрешение у вас есть? И большинство говорит, что оно им не нужно,  — делится владелец одного из рекламных агентств Благовещенска, попросивший не озвучивать своего имени. — И если честно —  они правы. Ну напишет им предписание администрация. Доказать, что рекламная конструкция принадлежит конкретному владельцу, нереально. Значит, и наказать не смогут, и демонтировать не будут.

Действительно, более 10 лет незаконную рекламу в городе не трогали. Комитет по управлению имуществом регулярно рассылал предписания убрать щиты и баннеры предполагаемым владельцам, и на этом работа с нелегалами заканчивалась. Ситуация начала меняться в прошлом году.

Курс на демонтаж

25,1

тысяча рублей — стандартная начальная цена на аукционе места под рекламный щит 3х6 метров

— Дело в том, что к 2014 году, согласно федеральному законодательству, мы разработали схему размещения рекламных конструкций во всем городе. Сюда входят наземные конструкции, расположенные как на муниципальной и государственной земле, так и различные растяжки на стенах и заборах, принадлежащих городу, — объясняет Ольга Богданова. — Получить разрешение на появление рекламного места не так просто: нужно пройти согласование в нескольких инстанциях, в том числе в полиции, и соответствовать требованиям ГОСТа, что тоже выполнимо далеко не всегда. В итоге в схему вошли только 263 рекламных места. Имея план, мы начали наводить порядок.

Почему очищать город от рекламы начали только в прошлом году? «Дело в том, что демонтаж одного стандартного щита обходится примерно в 10—15 тысяч рублей. Для того чтобы снять растяжку со стены дома, нужно заказывать вышку, оплачивать труд рабочих. А с 1995 года городской бюджет не выделял на это средств», — объясняют в комитете по управлению муниципальным имуществом. В прошлом году комитет смог привлечь к уборке ГСТК и ИА «Город». В 2015 было демонтировано 216 конструкций, из них 99 — силами города, еще 12 убрали с улиц с начала этого года.

— Конечно, это всколыхнуло рекламный бизнес, — признается сотрудница другого городского рекламного агентства, также попросившая об анонимности. — Стоимость одного щита с установкой — 120—150 тысяч рублей. Плюс потерянный доход от аренды. Потеря нескольких таких рекламных конструкций могла и обанкротить фирму, если она небольшая и держится только за счет размещения «наружки».

Казалось бы, после начала зачистки все владельцы рекламных конструкций должны были бежать в администрацию и оформлять официальное разрешение на свои рекламные конструкции. Но не тут-то было. По словам рекламщиков, лишаться рекламных мест они не готовы, а вот поделиться с бюджетом города выручкой — вполне. Но оформить разрешения им не дают.

— Нам уже не раз предъявляли претензию: мол, все равно конструкции эти не убирают, так начните на них зарабатывать деньги, — говорит Ольга Богданова. — Но поймите, мы просто не имеем права проводить такие аукционы: места, где наружную рекламу размещать можно, отмечены на схеме. Если же мы попытаемся разыграть другие площади — получим штраф и предписание демонтировать конструкции от УФАС, прокуратуры или ГИБДД. А затем еще повестку в суд от рекламного агентства, которое выиграло аукцион и в итоге потеряло деньги.

Ценник на чистоту

  • 10—15 тысяч рублей — демонтаж рекламного щита 3 на 6 метров
  • 11—14 тысяч рублей — демонтаж рекламного баннера размером от 10 до 18 квадратных метров (с использованием вышки)
  • 3—5 тысяч рублей — демонтаж рекламной конструкции от 4 до 10 квадратных метров без использования вышки

Площади меньше, цены выше

404

предписания на демонтаж 927 разослали предполагаемым владельцам «наружки» в 2015 году в Благовещенске

В общем, выбора между сохранением архитектурного облика и зарабатыванием средств на рекламе у города на самом деле нет. И картина получается не слишком радужной: зарабатывать на «наружке» сверх разрешенного городу нельзя, заставить убирать за собой любителей халявной рекламы тоже нереально. Все, что остается, — тратить миллионы на очистку города от «нелегалов». Однако при грамотном подходе бюджет может получать неплохую выгоду от рекламы без ущерба для архитектурного облика Благовещенска.

Если Благовещенск не имеет возможности получать деньги от большего количества рекламных мест, нужно поднять цены на имеющиеся. Сделать это можно, убрав с улиц нелегальных конкурентов. По оценкам самих рекламных агентств, сокращение рынка наружной рекламы на три четверти (если из примерно 1100 рекламных конструкций в городе останутся только официально одобренные схемой 263) поднимет стоимость каждой на аукционе как минимум в два раза.

— Сейчас, согласно схеме, в городе вакантны еще 57 рекламных мест, — говорит председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Благовещенска. — Их общая стартовая  цена на аукционе составляет порядка 950 тысяч рублей за год аренды. Как показывает практика, участники поднимают цену как минимум в два раза, иногда и выше. Например, недавно мы разыгрывали суперсайт (рекламный щит большого размера с подсветкой, зачастую имеет три и более граней. — Прим. авт.), который будет установлен по Новотроицкому шоссе — итоговая сумма увеличилась в 8 раз, это притом что стартовая составляла 71 тысячу рублей. И это годовая аренда. Но для того чтобы организовать аукционы на вакантные места, необходимо демонтировать имеющиеся там рекламные конструкции.

«Нелегалов испугает зачистка»

Чтобы очистить от нелегалов 57 мест под рекламные конструкции, необходимо порядка 700 тысяч рублей. И еще 2,3 миллиона нужно на полную очистку города от незаконных рекламных конструкций. С одной стороны, выделить три миллиона рублей из городского бюджета, который в кризисное время и так испытывает нехватку средств, непросто. С другой — эти затраты окупят себя через несколько лет.

— Нелегальные конструкции, как правило, размещают не крупные рекламные агентства, а мелкие предприятия, которые имеют две-три рекламных площади, или «частники». Например, человек открыл магазин одежды и поставил рядом щит или растянул рекламу на стене соседнего дома. Таким предпринимателям демонтаж конструкции больно ударит по карману, — говорит Ольга Богданова. — Тех, кто специализируется на нелегальной «наружке», массовый демонтаж, скорее всего, заставит уйти с рынка или сменить профиль работы. Частники тоже поостерегутся вновь засорять улицы рекламой, если будут знать, что город в любой момент может демонтировать их щит или баннер. Мы предполагаем, что в будущем после такой зачистки мэрии понадобится в разы меньше средств для поддержания порядка.

Кстати, именно этот путь выбрала несколько лет назад Москва. Массовая зачистка улиц от незаконных рекламных конструкций позволила администрации столицы в итоге увеличить доходы от «наружки» в восемь раз. У Благовещенска есть все шансы повторить ее успех. Вопрос в том, хватит ли городу на это средств и сил.


Город засоряют любовные признания

Немало головной боли городскому комитету по управлению имуществом приносят и любители публичных признаний.  Если коммерческие предприятия хотя бы иногда убирают за собой потерявшие актуальность рекламные конструкции (непрезентабельная вывеска влияет на имидж того, кому она принадлежит), то всевозможные растяжки «Маша, я люблю тебя», «Таня, выходи за меня» и т. п. ветшают и портят вид с завидной регулярностью. Не только согласовывать вывески, но и убирать за собой влюбленные горожане не считают нужным.


 

Нелегалы сменят формат

— Усилия администрации, возможно, позволят легализовать рынок крупных рекламных конструкций — щитов, баннеров, на изготовление и установку которых требуется немало средств, — комментирует директор рекламной студии «Белая ворона» Екатерина Стройкина. — Но что касается маленьких, дешевых в изготовлении и простых в установке рекламных конструкций, — это борьба с ветряными мельницами. Например, растяжка на леерном ограждении размером метр на два обходится примерно в 550 рублей. Чтобы натянуть ее, не нужно тратиться на вышку или специальных работников: привязал за четыре угла — и готово. Пусть ее снимут через пару дней: она за двое суток уже наработала клиентов. Через неделю просто повесят опять. То же самое с небольшими щитами на деревянных рамках: себестоимость копеечная, прибить к дереву их можно за две минуты. А если результат превышает расходы и привлечь к ответственности за такое нарушение нереально, популярность таких конструкций не будет ослабевать.

Возрастная категория материалов: 18+