Фото: chto-proishodit.ruФото: chto-proishodit.ru

Изрядно побегав за маньяками, грабителями и скрывающимися от возмездия военными преступниками в предыдущих сезонах (впрочем, это слово здесь можно применить лишь с большой натяжкой), следователь Черкасов устал. Это видно в первых же сериях «Шакала»: по предельно изможденному лицу актера Андрея Смолякова, по майорским звездам, как будто намертво утвердившимся на его погонах, по атмосфере происходящего вообще. Дело, конечно, подвернулось нервное, с «большими человеческими жертвами», среди которых, к ужасу москвичей, и сотрудники полиции, и совсем уж случайно попавшие под нож продавщицы, и даже сварливые обитательницы коммунальных квартир. Тем не менее Иван Черкасов в пилотных сериях слишком уж часто позволяет себе срываться, орать на подчиненных, стучать кулаком по столу, на котором сиротливо подпрыгивает одинокая водочная бутылка. И он тут такой не один: на повышенных тонах разговаривает друг и начальник Саблин (Вадим Андреев), то и дело хватаясь за сердце и уезжая на скорой в сторону больницы; вопит и дергается бывшая жена Черкасова Вера, к роли которой вернулась Екатерина Климова; и даже в банде хладнокровных убийц и грабителей то и дело возникают склоки.

После того как третий многосерийный фильм о Черкасове и его помощниках, «Паук», довольно холодно встретили критики, продюсеры решили прекратить экспериментировать с групповым подходом к написанию сценария и вернули сюжетные поводья в руки Зои Кудря (теперь уже Дзюбло). Чтобы напомнить зрителю ощущения от «Мосгаза» и «Палача», она играет не на одних только нервах: «Шакал» отличается в некотором роде выдающейся жестокостью. Камера почти никогда не отворачивается от сцен убийств, счет которым переваливает за полтора десятка уже в первых сериях; участники банды вообще мало перед чем останавливаются, скрупулезно добивая свидетелей ограблений. Что там говорить — с начала фильма не проходит и 10 минут, как аудитории приходится вынести достаточно натуралистичное отрезание пальца. И все ради того, чтобы публика поняла, насколько безжалостный противник достался Черкасову на этот раз. Основной загадкой здесь станет личность серого кардинала, который дергает за ниточки банду. Поэтому самих разбойников показывают много и подробно. Преступная группировка в «Шакале» классическая: с «малиной» и мудрым уголовником, циничным «мажором» и психопатом в составе. Имеется и непременная для жанра «баба», которая, вопреки бессмертному заявлению Горбатого из телефильма «Место встречи изменить нельзя», далеко не все чует и даже наоборот.

Героиня Александры Бортич — вообще одно из самых слабых мест сериала, потому что ей не хочется верить. Компания, в которой она неведомым образом оказалась, каждый день ходит по самому краешку, заработав перспективу на «вышку» первым же нападением на инкассаторов, а вторым сделав ее железобетонной. Это понимают все, кроме Нюры. Она в первые 20 минут действия умудряется совершить немыслимое количество идиотских поступков, которые наверняка станут гвоздями в известной фразеологической крышке. И быть бы Нюре прикопанной где-нибудь среди символических березок, да только сценаристу нужны Бонни и Клайд, которых сериал регулярно цитирует. И очевидно, что в дальнейшем этот камень покатится с горы, набирая скорость, причем главную скрипку предстоит сыграть именно советской Бонни, которую мечты о размеренной жизни, материнстве и достатке сподвигают на высшую степень жестокости к окружающим. Актриса Бортич с ролью справляется неважно, по крайней мере — на фоне остальных работ и в особенности Андрея Смолякова, создавшего один из наиболее убедительных образов на отечественных телеэкранах.

Появление Сергея Жигунова в роли полковника ОБХСС заставляет вспомнить о проекте «Однажды в Ростове». Сериалы роднит не только описываемая эпоха и отсылки к историческим событиям, которые время от времени становятся частью основного действия. Бывший «гардемарин» играл в том телепроекте вместе с Екатериной Климовой и Владимиром Юматовым, также занятым в «Шакале». Жигунову-Ткачу выпала роль противовеса для Черкасова, привыкшего вести следствие своими, многократно проверенными методами, которые часто не нравятся руководству — в том числе и партийному. Очевидно, что туповатый «лестрейд» Никита Пожидаев с этой задачей еще ни разу не справился, Ткач же быстро утверждается в облике подлеца и карьериста, который старательно взращивает то, с чем по долгу службы должен бороться. Извлечет ли майор из общения с новым напарником пользу и будет ли она только практической — увидим. Персонаж Жигунова необходим еще и потому, что привычная для франшизы связка Черкасов — Тимофеева — Гаркуша довольно быстро распадается: молодой оперативник, как того требует жанр, принимается внедряться в банду (пусть и заходит издалека), а Софью пока вообще не очень видно за ворохом архивных документов.

Звучат автоматные очереди, обильно льется кровь, а советское общество вместе с героями «Шакала» с ужасом осматривает цветочки, которым еще предстоит превратиться во всем известные ягодки двух будущих десятилетий. Номенклатура привычно пытается оградить обывателя от лишней информации, хотя и соглашается обнародовать «треть правды», а сам обыватель мечется между, говоря словами поэта Башлачева, ложкой и ложью. Хорошим тому примером является мать Нюры-Бонни, которая изо всех сил старается обращать внимание лишь на то, что не будет её тревожить. Сценарий, конечно, подкинет нам много событий, важных не в общественном, а в персональном плане. В конце концов, загнанной стае предписано защищаться любыми доступными методами. И все же рассуждения героев, их поступки и последствия оных отчетливо рисуют перед публикой канун эпохи беспредела, в которой место майоров Черкасовых займут совсем другие действующие лица. А дело, требующее призвания, никуда не денется. По довольно мрачному совпадению 1974 год — это год рождения «битцевского маньяка» Александра Пичушкина. И это, конечно, непросто — выкапывать из плодородной почвы зубы дракона в его присутствии.



Майор Черкасов против Тоньки-пулеметчицы: рецензия на новый сериал «Палач»

Капризы манекенщиц: новый криминальный сериал «Паук» стартовал на Первом канале

Также кинорецензии от нашего обозревателя Андрея Митрофанова можно прочитать ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+