• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото из личного архива Юрия Юрьева

Про то, как лишился слуха

Я родился в Благовещенске. Мне 37 лет от роду. Семья у меня стандартная: мама, папа, сестра и я. Я старший, сестра младше на год. Я потерял слух не с рождения, а когда мне было лет пять — это осложнение из-за болезни. Помню, что я в детстве большую часть времени жил в больницах, а слух восстановить так и не удалось. Но я не унываю.

На самом деле я немного слышу: слушаю музыку дома в наушниках, тексты и слова разбираю. Имею слуховой аппарат, но ношу изредка. Что именно удается услышать? Звуки повышенной громкости, но частоты не все улавливаю. У меня тупой слух, последней степени глухоты. Сейчас есть новые аппараты с индивидуальной настройкой на слух каждого человека.

Переход из звучащего мира в беззвучный не помню. Я был настолько маленьким, когда это со мной случилось, что кажется, был таким всегда. У меня родители неслышащие, я с ними общаюсь исключительно на жестах. А сестра слышит и свободно владеет языком жестов. Я привык читать по губам, а от частого ношения аппарата у меня голова болит. Что касается новых технологий в лечении — сейчас есть такая новомодная операция, вживляют какое-то устройство прямо в ухо посредством хирургических вмешательств, называется кохлеарная имплантация. Говорят, что от этого лучше слышат и что здорово помогает такая операция. Одна моя знакомая ее сделала и радуется, говорит, что так лучше, чем с аппаратом. Честно сказать, я боюсь такой операции. Она новая, и никто не знает, что случится после операции через лет эдак через 5—10—15. Может, какие-то побочные эффекты появятся. По мне это очень рискованно. 

Про школу

В детстве я много чем увлекался: моделировал и конструировал машинки и самолеты, мастерил из дерева, читал книги, любил слушать музыку громко, что раздражало сестру. До сих пор помню наизусть старые песни, что тогда я слушал: Газманова, «Нэнси», «Комбинацию», Николаева с Королевой, «Иванушек», «Кармен», Губина. Со временем вкусы изменились — в студенчестве слушал только зарубежную музыку: рок и рэп, особенно любил клубную в стиле хаус и электро. А потом появилась Земфира и с тех пор ее слушаю, у нее четкая музыка и несколько вечных строк.

Учился я на отлично, благодаря чему меня потом сразу перевели из 7 в 9 класс. Я очень прилежный, но в школе был хулиганом. И часто родителей вызывали в школу. Я не только срывал уроки, но и был бунтарем, всегда нарушал правила. Я был первым в школе, кто красил волосы, всякие стрижки делал, носил сережку, что в те времена для школы это было ой-ей-ей. В детстве у меня были только школьные друзья, а вот после учебы в Новосибирске появились новые друзья из мира слышащих.

Из школьных предметов больше всего любил литературу — по русскому и литературе у меня отлично было. Любил читать и стихи особенно — меня постоянно отпускали с уроков, и я засиживался в библиотеке. Очень люблю Пушкина, много его стихов знаю наизусть, люблю классику, писателей золотой и серебряной эпохи, поэта Джона Китса с его «Яркой звездой» и «Одой соловью», Харуки Мураками. Сейчас не читаю ничего — некогда, очень много работы. Работаю без выходных до позднего вечера, а тут еще увлечения — мотоциклы, оружие, фотография, путешествия.

Про учебу и друзей

В школе я не знал, кем хочу быть. Зато уже умел стричь. Я очень талантливый, мне достаточно один раз посмотреть, как делается и чуть-чуть практики — и все, я профи. (Смеется.) Все у меня получается само собой! Я даже нигде не учился парикмахерскому искусству, в школе меня этому не учили — не пускали («это для девочек»), так что я просто наблюдал, как это делалось, и потом экспериментировал над друзьями! Я быстро стал лучше стричь, чем девочки.

Школу я окончил на хорошо. А поступать поехал на техника-программиста в Новосибирск в Институт социальной реабилитации при Новосибирском государственном техническом университете — в то время у нас в городе не было возможности получить образование, если у тебя нарушение слуха. Сдал экзамены на отлично. Там учились ребята со всей России и из других государств — там завел новых друзей. У меня есть друг даже из Казахстана.

В Новосибирске было интересно — новая жизнь, новый большой и красивый город, вдали от дома, студенты разных национальностей и из разных городов, новые знакомства. Ночные клубы и тусовки, было очень весело! Я проучился 3 года, а на 4-м году уже совмещал учебу с парикмахерской школой. В школе, куда я пришел, на меня посмотрели и сразу направили работать. После окончания школы мне выдали красный диплом, хотя экзамены я не сдавал. А институт так и не окончил: эти цифры и инженерия — не мое!

Про профессию

Начал работать кажется в 2004 году. Пришел в салон «Эстетика» — на удивление меня взяли сразу, приняли добродушно. Я до сих пор там работаю. До этого была только практика в Новосибирске — было искушение остаться, и город большой, и потребностей было больше. Но мне нравится здесь.

Я общительный, но долгое и частое общение меня утомляет, и, когда устаю, стараюсь побыть в одиночестве. Клиенты — люди разные, с кем-то свободно общаюсь, с них легко читать по губам, а с кем сложнее — они пишут на бумажке или объясняют знаками, или фото показывают. В первое время трудно было, но сейчас без проблем, я понимаю их с полуслова, стараюсь наперед понять, чего хочет клиент, прежде чем он скажет. У меня есть постоянные клиенты, кто ходит на протяжении 10 лет больше, их достаточно много. И чаще они не говорят, как стричь, просто садятся и все. Помимо постоянных, есть клиенты, которые записываются именно ко мне — и таких тоже много. Бывали, конечно, и вредные клиенты, но, к счастью, очень редко — я их не помню.

Работаю много, чтобы заработать много и потом потратить на путешествия и увлечения. Я зарабатываю одними ножницами — мне хватает на жизнь, и я могу многое себе позволить.

Про глухих

Неслышащие часто замыкаются в своем кругу, но я не такой. Я рос между двумя мирами: миром слышащих и неслышащих. И знаю их разницу! Я предпочитаю общаться со слышащими, но у меня есть немного друзей из мира слабослышащих и неслышащих. Общаясь с первыми, в основном читаю по губам. Но если что-то сложно произносимое, пишут или показывают знаками.

У неслышащих людей самый главный барьер — непонимание. Слышащим нужно научиться жестовому языку, чтобы общаться с неслышащими, а неслышащим нужно научиться читать по губам и знать русский язык и грамматику. Большинство из них неграмотные — не умеют ни писать, ни читать. Если бы не это, они могли бы письменно общаться. Это их проблема — не хотят научиться. Иногда мне неслышащие пишут сообщения, и часто я с трудом понимаю, о чем они пишут — я мысленно пытаюсь перевести написанное  в жестовый язык.

Я не сталкивался с барьерами ни в больницах, ни в магазинах и кафе — я свободно говорю, более-менее читаю по губам. Но если не понимаю, о чем мне говорят, объясняю, что плохо слышу и прошу написать на бумажке, они мне пишут, и я им устно отвечаю.

Про планы и личную жизнь

Все, что я в жизни из экстремальных увлечений не попробовал — сигануть с парашютом и полетать на воздушном шаре и параплане, — все это у меня в планах. Девушки у меня пока нет. Будет девушка — будет семья и будут дети. Проблем со знакомством у меня нет — обычно девушки сами знакомятся со мной. (Смеется.) У меня были только слышащие девушки. Поначалу немного тяжело общаться, но со временем привыкаем и свободно общаемся. С каждым разом легче становится читать по губам, привыкаю к ее интонациям, манере, а она все глубже вникает в мой мир и по-своему со мной общается.

У меня были только слышащие девушки. Поначалу немного тяжело общаться, но со временем привыкаем и свободно общаемся. 

Уезжать из Благовещенска я не собираюсь. Хочу со временем открыть  свой салон! Мне и здесь хорошо: полгорода знакомых и большие связи, в случае чего могу по одному звонку решить проблему. То, что у глухих возможности ограничены, это не повод ныть! Это повод работать над собой, возможность стать лучше! А они привыкли лениться, и привыкли, что мир должен вертеться вокруг них. Но и слышащим людям тоже нужно лояльней относиться к глухим —  с большим пониманием и уважением, больше помогать. Люди, будьте добрее, мир станет прекраснее и жизнь легче!

Про путешествия

Я побывал везде: от Питера и до Владивостока, только в южных регионах еще не был. Путешествовал и самолетом, и поездом, и на машине, и на мотоцикле. Я езжу всегда в одиночку, так удобнее: в любой момент могу изменить маршрут. Было время, я путешествовал поездом из Питера во Владивосток. Это сильно утомляет, так же как и на автомобиле от Благовещенска до Новосибирска. А вот на мотоцикле путешествовать — самый кайф.

Я путешествую, когда захочу и сколько захочу — бывает, в год по нескольку раз. В прошлом году в одиночку на мотоцикле ездил до Находки. В этом году хотел также добраться до Байкала, но не вышло, и скатался до Зеи с палаткой. В следующем году постараюсь доехать до Байкала, может, и дальше по России, если повезет. Я ничего не боюсь! Люблю рисковать. В любой неприятной ситуации всегда можно найти выход. И пока неприятностей не случалось. Боишься ехать — не езжай. Кроме того, я ношу оружие: у меня есть и ствол, и пистолет, увлекаюсь спортивной стрельбой ради интереса.  Стараюсь несколько раз в месяц выезжать за город и пострелять с ружья.  И в путешествия беру пистолет. Увлечение оружием у меня началось недавно, хотя в детстве я стрелял. А вот любовь к мотоциклам — из детства. Это от дяди — он меня в детстве катал на «Яве». Пару лет назад я купил себе японский круизер HONDA VTX 1800.

Фотографией я увлекался еще со школы — у меня был советский фотоаппарат «Смена». Фотодело — не для заработка, чаще снимаю для себя. Выкладываю в «Инстаграм» и «Вконтакте» и на своем сайте www.styleu2.com.

Амурчанам с особенностями здоровья находят работу в торговле и автомастерских

645 амурчан с особенностями здоровья обратились за 9 месяцев этого года в центры  занятости области. Сотрудники органов службы занятости региона помогли найти работу 88 инвалидам, две трети из которых имеют третью группу инвалидности, а примерно треть — вторую.

— Большинство обратившихся трудоустроены в сферу торговли, ремонта автомобилей и бытовых приборов, а также в сектор образования, — сообщили в областном управлении труда и занятости. — У 26,7 % трудоустроенных — нарушения опорно-двигательной системы, у 8,1 % — заболевания органов слуха, 5,8 % имеют сердечно-сосудистые заболевания. И по 2,3 % — болезни эндокринной системы и психиатрические заболевания. Еще 52,5 % получили инвалидность вследствие иных заболеваний».

МНЕНИЕ

Светлана Карасенко, председатель амурского регионального отделения Всероссийского общества глухих:

— Если говорить об официальной статистике, то все глухие, кто хочет работать, трудоустроены. Но на деле мы сами их устраиваем на работу, либо они устраиваются, используя личные связи, но и то и другое проблематично. Работодатели очень неохотно берут на работу людей с нарушениями слуха, когда к ним в очередь стоят желающие трудоустроиться обычные люди. Мы даже вынуждены обращаться к власти — мэр Валентина Калита помогла нам трудоустроить трех девочек лаборантками в учреждения города.

В Амурской области ребята могут получить специальности лаборанта и зубного техника в Амурском медколледже и специалиста по декоративно-прикладному искусству в педагогическом колледже. Многие уезжают получать образование в другие регионы — на программистов — в Новосибирск, в Москву, в ту же Бауманку, в Челябинск, в Липецк, где учат на плотников и столяров. Но люди возвращаются с профессией и не могут устроиться на работу. Хотя я знаю, что в Хабаровске и Владивостоке, где рынок труда значительно шире, глухие без проблем находят работу.

В Приамурье люди с нарушениями слуха работают в разных сферах — лаборантами, уборщицами, мерчандайзерами, парикмахерами, рубщиками метала, токарями, газорезчики, автомеханиками. Сейчас открывается «Самбери», и мы сами обратились к работодателю, чтобы он рассмотрел возможность взять на работу глухих. В «Самбери» в Хабаровске и Владивостоке они работают. У нас записалось 5 желающих в фасовочный цех — посмотрим, что скажет работодатель.

Возрастная категория материалов: 18+