Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

«Хороший мальчик» — это в первую очередь по-настоящему полное жизни кино, от которого не устаешь: Карас словно позволяет взрослому зрителю вернуться в его школьные каникулы, когда просмотр «Гостьи из будущего» или «Приключений Петрова и Васечкина» оставлял трудно поддающееся словесному описанию светлое чувство. Конечно, времена диктуют нравы, поэтому в этом фильме очень многое сказано, в том числе и о нюансах полового созревания, но у создателей картины получается не заступать за ту эфемерную грань, где начинается пошлость. Сценарий фильма концентрирует правду жизни в пределах одной недели, придавая ей сказочный оттенок. И мы, кажется, давно и чаще всего безрезультатно ждем от наших кинематографистов историй, в которых эта самая правда не выглядит беспросветной и беспощадной. Лента насыщена самыми простыми, вечными и неразрешимыми проблемами, которые встречаются не только на подростковом пути, но вполне понятны и старшим. При этом она оставляет персонажам и зрителям смотреть вперед с оптимизмом. Даже если этому предшествуют обман, разочарование и просто человеческое недопонимание, из-за которого далеко не всегда рушатся жизни. Но все равно ведь больно и неприятно.

Зритель, отягощенный творчеством Валерии Гай Германики, заведомо настраивает себя на некую разновидность трэша, как только понимает, что речь в картине пойдет о школе и тех, кто в нее ходит по утрам. Карас с самого начала кидает в этот огород увесистые камни, которые оказываются всего лишь реквизитом. Герой Семена Трескунова (из которого, если все так пойдет и дальше, вырастет Сергей Бодров нового поколения) — девятиклассник с нарочито простым именем Коля Смирнов, в котором выдающийся интеллект уживается с несколько наивным представлением о жизни. На фоне сверстников, которые по большому счету так и остаются фоном, он в первую очередь отличается смелостью: но не в драках за школой с двоечниками и хулиганами, а в вопросах вторжения в чужое личное пространство. Мальчик достаточно воспитан, чтобы осознавать, где нужно извиниться, но может позволить себе и старшеклассницу проверить на природное происхождение груди, и в сексуальный интерес к себе со стороны учительницы поверить, и с директором школы быть почти на «ты». Эта разновидность отваги постоянно заставляет Колю не просто пытаться понять всех окружающих, но и принять участие в их жизненных неурядицах. Выходит, конечно, отнюдь не всегда хорошо.

Действие развивается стремительно, и вот уже странноватый школьник оказывается в центре событий, которые далеко не всегда способен держать на контроле. А тут еще и не менее странноватый папа (Константин Хабенский) пытается перевести семью на «режим 12/36», где 12 — это время сна, а 36 — непрерывного бодрствования. Впрочем, если изначально создатели «Хорошего мальчика» и планировали смешать в сюжете реальность со сновидениями страдающего от недосыпа подростка, то в итоге от этой идеи отказались: в фильме есть и другие линии, которые до логического завершения так и не удосужились довести. Вместо этого мы получили картину в духе «Курьера» и где-то даже «Американки», только без не знающего границ философствования первого и без трагической подоплеки второй. Причем Карас, снимая кино про и для школьников, избегает традиционного подхода к взрослым персонажам: в этом плане здесь все разложено по нужным полочкам, одна — для Хабенского, другая — для Михаила Ефремова (отметившего 53-летие в день премьеры), а вот еще — для Татьяны Догилевой, Александра Паля, Иевы Андреевайте и Ирины Пеговой. Паль, кстати, продолжает закрепляться в статусе одного из лучших комедийных актеров современной России — смотреть на него без улыбки у вас вряд ли получится. Не зря же то модель Солнечной системы в кадр попадает, то герой Хабенского о космосе вслух рассуждать принимается: есть светило, но есть и то, что вращается вокруг него. 

Режиссер постоянно переходит на взрослый язык и в какой-то момент даже пытается разыграть Достоевского внутри любовного треугольника, который, собственно, и возникает то лишь на несколько минут. Понять, кто в нем Рогожин, а кто Мышкин, довольно непросто, зато с Настасьей Филипповной все предельно ясно. И все же задача фильма — не воздать по заслугам всем оступившимся, а, наоборот, дать им шанс на освобождение от всех этих чувств вроде вины, одиночества или непонятости. Наделяя главного героя почти магическим везением, создатели «Хорошего мальчика» не забывают и о других простых и понятных чудесах: неприятные типы бандитской наружности оказываются выпускниками, склонными к благотворительности; самая красивая девочка в школе в конце концов влюбляется в приставучего «малолетку»; а хороших, красивых и добрых людей вполне можно заставить обратить внимание друг на друга. Даже те немногочисленные персонажи, которые могли бы сойти за отрицательных, таковыми не становятся. «Так бывает», говорит герой Ефремова, и ему вторит многое в этом сюжете. Удивительно, но проблемы, существующие в мире Коли Смирнова, в свете общего оптимизма не кажутся менее насущными. Не зря же Карас местами почти копирует вышеупомянутый фильм Карена Шахназарова, который открыто заявил о важности и хрупкости каждого из внутренних миров.

О том, что «Хороший мальчик» —  это все-таки комедия, его создатели не забывают до самых титров: фильм получился действительно очень смешным. Карас предлагает зрителю взглянуть на каждую из поломок в жизненном механизме с точки зрения мастера, который изначально располагает необходимым набором навыков и инструментов, чтобы все, что нужно, починить. Изображенной в картине школе свойственна некоторая заранее предусмотренная несовременность, в которой любой желающий может найти источник собственной ностальгии по прошлому. Фильм часто обращается и к юному зрителю, без нажима предостерегая его от ошибок, которые так портят жизнь взрослым, но и призывая отцов и детей больше доверять друг другу, а доверяя — доверяться.  В последние месяцы Года российского кино появление на экранах умного, доброго и веселого проекта, который, к тому же, рассчитан на широкий возрастной разброс, не может не воодушевлять. Патриотизм, память о прошлом, стрелялки с погонями — все это, безусловно, необычайно важно, но и о том, кто мы есть и как мы такими стали, забывать тоже не стоит. Сходите на «Хорошего мальчика» — это тот кинематограф, который стоит поддержать рублем.