Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

За вторичность идей и дешевизну трюков «Шпионам» основательно досталось от критиков на родине, хотя ожидать чего-то выдающегося от этой комедии было бы несколько странно. Тем более что современные каноны раскрутки требуют раскрывать все карты еще на уровне трейлера, а тут сюжетные повороты и сами по себе не отличаются какой-либо претензией на неожиданность. Обычная американская семья с бородатым муженьком-кадровиком и женушкой-домохозяйкой, детишки, которых создатели ленты благоразумно отправили куда подальше на первых же минутах, стандартный дом со стандартным газоном — тихий омут без малейшего намека на чертей. Взорвать привычное благообразие способны лишь кардинальные перемены. Таковыми, как отчетливо следует из русскоязычного названия ленты, становятся новые соседи. Элегантная пара с самого начала бесит всех в округе своими россказнями про далекие страны и благотворительные фонды, а на подозрения наводит даже их слишком простая супружеская фамилия Джонсы. Все мы прекрасно помним, что было написано в паспортах героев Брэда Питта и Анджелины Джоли в боевике, который сделал их парой. И о том, чем они занимались на «темной стороне» быта, тоже не забыли. Первой тревогу начинает бить Карен, но вскоре в том, что Джонсы не те, кем кажутся, понимает и Джефф. И начинается комедия.

Сценарий «Шпионов по соседству» написал Майкл ЛеСьер, ранее отметившийся в этом качестве в титрах одного фильма с Оуэном Уилсоном, одного — с Кристофером Уокеном, а также парочки проектов, о которых приличному человеку ничего известно быть не должно. Продюсеры, надо полагать, требовали выжимать все что можно из персонажа Галифианакиса, который уже не так уж толст и не так уж бородат, но все равно по умолчанию призван заставлять публику надрывать животики. Фишер также написали подходящую роль: немного стервозности, много любопытства и целый набор качеств, которые позволяют без ущерба для психики делить жилплощадь с супругом, способным на самые невероятные глупости. Дальше по списку Галь Гадот: короткие платья, дефиле в нижнем белье и чулках успешно сочетаются с владением огнестрельным оружием и способностью выбивать окна собственным туловищем. Это, похоже, превращается в уверенное амплуа. Хэмму остается только не сбиваться с ритма: он в этой разношерстной компании наиболее хладнокровен и рассудителен. Зритель до самого конца лелеет надежду на супружеский мордобой, но мистер и миссис Джонс предпочитают не брать заказы друг на друга, а семейные неурядицы решать при помощи общения. Да и не до них, когда вокруг все постоянно взрывается.

Моттолу, похоже, не очень-то впечатляет вся эта сценарная возня с хищением микрочипов и национальной безопасностью, которая, как и всегда, под угрозой. Даже попытку изобразить мало-мальски харизматичного злодея из Пэттона Освальта он бросает на полпути: получается эдакий карандашный набросок персонажа для первых экранизаций романов Яна Флеминга. Какая-то девка, какие-то прихлебатели с пушками, шикарный офис с бассейном под окнами — все это интересует постановщика в куда меньшей степени, нежели важность добрососедских отношений между людьми, пусть даже и почти незнакомыми друг с другом. Поэтому шутки про части тела, которые люди стараются скрывать под одеждой, Моттола смакует с неподдельным энтузиазмом, а от шпионской суеты с жучками и взломом компьютеров позевывает: надо так надо. Тем более удивляет сцена убийства во второй половине картины. Возникает ощущение, что никто не смог придумать, куда девать персонажа, который способен спутать все планы и героям-шпионам, и героям-обывателям, и правительству США, и, конечно, создателям фильма. Но они быстро идут на попятную. Ближе к титрам «Шпионы» уверенно избавляются даже от намеков на кровь, а заодно и от всяческой сексуальности. «Детям до 13», как никак, злоупотреблять формами чудо-женщин и всякими неприглядными сторонами шпионского бытия нельзя.

Экшен, впрочем, в фильме с лихвой. Его сюжет, собственно, состоит только из диалогов и погонь со стрельбой в никуда и прыжками в окошки. Но успешно совместить потешный рассказ про туповатых соседей с маленькой, но почти невыполнимой миссией постановщику так и не удалось. В США картина провалилась. Не помогли ни возрастной рейтинг, ни громкие имена главных исполнителей, ни отсутствие более или менее серьезной конкуренции в прокате — в пределах одного жанра, конечно. В российском прокате картине вряд ли удастся существенно улучшить свои позиции. И слоган «Лицензия на мокруху. Лицензия на бытовуху» здесь не поможет, потому что одному только его изобретателю известно, что означает этот набор слов и зачем он красуется на рекламных постерах. Безусловно, с совсем уж постным лицом эту картину смотреть не получится. Галифианакис свое дело знает даже слишком хорошо, а в сценарии даже попадаются локальные находки. Но гомерически смешно не вышло, и если уж стопроцентные американцы не нахохотали даже на 15 миллионов долларов (при 40-миллионных затратах), то что уж говорить о публике в других странах. Наверное, такая уж судьба у фильмов с подобными сюжетами: в 2009 году на экраны вышел комедийный боевик «Шпион по соседству» (и это уже дословный перевод названия) с Джеки Чаном в главной роли, и тоже коммерчески выиграть он не сумел.

Итог: достаточно проходная картина, на которую не следовало особенно рассчитывать. Актерские работы слегка компенсируют сценарные и режиссерские огрехи, а динамика некоторых сцен способна приковать к себе зрительский взгляд, даже если в зале и недовольны общим развитием повествования. Фундаментальные принципы строго соблюдены: суперпрофессионалы, вынужденные делать свою работу бок о бок с дураками, постепенно находят их необычайно милыми, а потом и вовсе обнаруживают, что это вовсе никакие и не дураки, а обычные люди, от которых, возможно, зависит гораздо больше, чем от самого наиглавнейшего главы очередной загадочной спецслужбы. По ходу дела Моттола расставляет менее значимые для сюжета, но важные для обывателя флажки: любите друг друга, уважайте права ближних, вносите разнообразие в интимную жизнь и хотя бы иногда отправляйте детей в загородный лагерь. Наверное, есть в Голливуде специалисты, которые могли бы сделать из этой истории очень смешной фильм. Но на всех их не хватает, а без комедий, как и без ужастиков, и без боевиков про шпионов, жить на свете невозможно. Что ж, телеканалы пополнят свою базу очередным «семейным» фильмом, а всех основных его участников мы скоро увидим в совсем других проектах. Там и наверстаем.