Про счастливый случай

У меня собственная студия «ATTACH», которая занимается изготовлением телепередач, рекламы, видеоклипов. До этого я успел поработать в трех телекомпаниях Благовещенска, везде остались хорошие знакомства. И порой они приводят к неожиданным ситуациям — так и получилось с «Открытием Китая». В конце февраля, в день моего 35-летия, мы накрывали праздничный стол, ждали гостей. В этот момент позвонил мой бывший коллега — технический директор областного телеканала Миша Кобзарь — и спросил, не хочу ли я несколько месяцев поработать в Китае. Оказалось, что Евгений Колесов, с которым он был знаком, пригласил его оператором в новый проект для Первого канала. Миша не смог и посоветовал меня. Предложение было очень интересное, но осложнялось тем, что на тот момент моя жена находилась на пятом месяце беременности. Мы с ней посоветовались, и в итоге я согласился поехать на два месяца. За 4 дня я сделал визу — и вперед!

Про первые впечатления  

До этого я никогда не был в Китае — в Хэйхэ принципиально не ездил. Никогда туда не тянуло. Жена один раз съездила и сказала, что больше не хочет. В командировку я ехал через Хэйхэ — там меня встретили друзья. Мы погуляли, пообедали. Впечатления, как я и ожидал, — обычный серый город. Оттуда я полетел в Харбин, а дальше — на юг Китая, где меня ждала съемочная группа. Кстати, я по образованию экономист-международник — нам в институте 3 года преподавали китайский язык, но я его не учил. Мне английский больше нравился.

Про программу

Евгений Колесов живет в Китае почти 20 лет — у него своя консалтинговая фирма в Гуанчжоу и большая семья. Его сын Гордей — звезда китайского телевидения. Он, кстати, выступает соведущим в некоторых выпусках «Открытия Китая». Женя несколько лет вел в интернете популярный видеоблог о жизни в КНР.

И в один прекрасный день ему позвонили и пригласили в Москву на встречу с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Он предложил Жене делать программу о Китае и заказал сразу несколько выпусков. Причем попросил, чтобы Женя не уходил от своего интернет-формата — должен оставаться самим собой, быть свободным и естественным.

Про первую съемку

Из Харбина я прилетел в Ченду, где меня уже ждали Женя и продюсер программы Олеся Демьянец. Я прилетел поздно ночью, а в 9 утра мы уже поехали на съемку. Перед началом 15 минут поговорили, надели на Женю петлю (микрофон. — Прим. АП) — и в бой! Конечно, они переживали, потому что не были стопроцентно уверены в моем профессионализме. Женя постоянно пытался меня контролировать. Говорил: иди туда, сними это или вот то. Когда приехали в гостиницу, я отдал им флешки с видео и ушел спать. На следующий день они встретили меня внизу на высоком душевном подъеме. Женя признался, что когда отсматривал кадры, то понял, что когда он мне давал поручения что-то снять, я это сам уже снял.

Не скрою — поначалу было немного сложно включиться в коллективный процесс, за 9 лет «свободного полета» я привык работать один и сам на себя. На то, чтобы сработаться, доверять друг другу и стать командой, у нас ушла неделя. Кстати, уже позже Женя прислал мне обзор телепрограмм Кирилла Набутова, в котором он очень хвалил один из наших выпусков и особенно операторскую работу. Женя тогда написал: «Прими тот факт, что ты гений, и тебе с этим жить» (смеется).

Про панд и мебельный рай  

Каждая программа зацепила по-своему. Например, про панд — в Сычуане мы снимали выпуск о научном центре по разведению панд в неволе. В Гуандуне делали программу «Мебельный рай» о мебельной индустрии. Меня впечатлил мебельный выставочный центр «Лувр»: огромные площади, необычные инсталляции.

Очень необычной получилась передача про китайский чай, хотя казалось — обычная тема. На юге Китая самый большой в Азии рынок чая, его продают везде: от маленьких магазинчиков до огромных торговых комплексов. И стоит он копейки. Программы мы монтировали сами — обычно у нас выходило на 40—50 минут, но были выпуски и на полтора часа, а хронометраж «Открытия Китая» — 26 минут. Не знали, что вырезать, все интересно, отправляли на Первый — они перемонтировали под тв-формат и урезали до нужного хронометража. Не скажу, что мы всегда были довольны окончательным вариантом.

Про самую мистическую программу 

Больше всего запомнились съемки Шаолиньского монастыря, где преподают боевые искусства Китая. Про него уже многое снято и рассказано, но мы постарались показать Шаолинь с необычной стороны. Сняли материал на 5 часов и в итоге смогли убедить Первый канал сделать не одну, а две программы. Первая была посвящена коммерциализации монастыря, а вторая уже рассказывала про настоящий, а не туристический Шаолинь. Интересно, что там боевым искусствам обучаются две категории детей: одни планируют работать в шоу-бизнесе, их немного, а вторая, и основная, масса хочет служить в спецназе. Когда мы смотрели, как в 5 часов утра на плацу, в холод тысячи детей тренируются и кричат — было страшно, что будет если вдруг такая масса в будущем повернется против России. 

Кстати, там с нами произошла мистическая история. Мы снимали с квадрокоптера: сначала сам монастырь, а потом перешли на монашеское кладбище — лес пагод. Там очень красиво и естественно, мы снова решили снять с высоты. Коптер взлетел, я только выставил камеру — и вдруг он падает с высоты 50 метров. Причем получилось так, что в это время Женя общался с монахом и вторая камера засняла падение за его спиной. Мы вообще не поняли, что произошло, но предположили, что Будда не разрешил нам снимать святое место. Позже оказалось, что у исправного коптера открутился винт, хотя такое в принципе невозможно на данной модели. Вот и не верь потом в мистику (смеется).

Про зрительскую любовь

Для создателей программы большое значение имеет обратная связь. Женя всегда следит за тем, какие комментарии пишут люди в соцсетях, часто сам отвечает. Кстати, забавный факт: продюсеры Первого канала тоже следят за реакцией и говорят: ну не может быть, чтобы в соцсетях были только позитивные отзывы! Так не бывает! Женя прислушивается к пожеланиям зрителей, например, сейчас они уже отсняли программу про китайскую медицину — эта тема взята по многочисленным просьбам. Кстати, многие просят сделать про Харбин — думаю, эта программа тоже появится. 

Про расходы и доходы

Мне оплачивали проезд, визу, проживание — снимали квартиру. А питался я за свой счет — и это оказалось очень серьезной статьей расходов. В отличие от северной китайской кухни, которая у нас в Благовещенске, в южной нет мяса, а если есть — очень дорогое. В меню в основном морепродукты, овощи, фрукты. В целом продуктовая корзина на юге Китая намного дороже, чем в том же Хэйхэ или в Благовещенске.

По нашим меркам, я заработал неплохо: смог обновить свой парк видеотехники, купил жене телефон, сыну — игрушки и при этом привез домой неплохую сумму. Но в этом проекте как раз главное  не деньги, а опыт. Женя и Олеся — большие профессионалы, от которых я узнал много интересного и полезного.

Про открытие Китая 

Какой Китай я открыл для себя? У меня сложилось впечатление, что на китайцев упало очень много денег и они не знают, что с ними делать. Поэтому покупают все подряд: дорогие автомобили, драгоценности. Но при всем этом они в основной массе наивные и непосредственные — как дети. При этом нельзя не отметить — страна развивается семимильными шагами, люди массово читают книги, учатся. Когда я увидел, как в огромном книжном магазине сотни людей разных возрастов, сидя на полу, читают все — от классической литературы до медицинских справочников, — это было шоком! В России я такое не встречал. Жаль.

Про возвращение на проект

Я работал на проекте март и апрель, за это время мы сняли 9 выпусков — они все уже прошли в эфире. Мы бы могли еще снять несколько, я бы и дальше остался — жена бы потерпела.

Но Женя решил участвовать в выборах в Госдуму, поэтому улетел в Москву, куда на тот момент уже уехала его семья. Сейчас он и Олеся живут в России, выезжают в Китай на съемки. Они предлагали мне вернуться в проект, но я эти месяцы был невыездной — в августе у меня родилась дочь Катя. Кстати, как я ни старался, жена родила без меня! Во время родов я был на съемках клипа в Хабаровске и просил: дождись! А она в последний съемочный день взяла и родила! Сейчас мы продолжаем вести переговоры с авторами «Открытия Китая» — они хотят, чтобы я приехал.

Про увлечение и семью

У меня много коммерческих заказов, но я успеваю делать интересные вещи для души — собственно, ради этого я и начинал работать на себя. На данный момент я увлекся аэросъемкой, делаю ролики, выкладываю их на Youtube и в Instargam. Причем я не один оператор в семье — сын Сережа тоже давно снимает видео. Пытаемся вместе сделать ему видеоблог, но обычно я прихожу домой, а он уже все снял и выложил. Снимает на телефон и на планшет ролики про лего-наборы, видеокомиксы и как с друзьями бесится. Причем видно, что у него есть чувство композиции, он правильно выставляет кадр. Мы с женой удивляемся. Наверное, это гены.