Новая магическая реальность — на самом деле та же самая, только действие происходит по меркам «маглов» лет эдак на 70 раньше, и за пределами привычной Великобритании — по крайней мере, пока.  Бытие, как известно, определяет сознание. В данном случае мы имеем честь наблюдать, как мирное существование магов и простых смертных в американских декорациях превращается в предчувствие гражданской войны. Что поделать, у них там даже супергерои из одного пионеротряда друг другу морды бить норовят, стоит ли говорить о реакции общества при виде экзальтированных личностей в плащах и с палочками, способных на всякие необъяснимые фокусы. «Когда люди чего-то боятся, они атакуют», — предупреждают друг друга могущественные маги, кучкуясь вместе со своей политкорректной президентшей в каких-то подземельях.

Миру, где в порядке вещей трансгрессировать, гоняться за невидимыми зверьками и наколдовывать себе вечерние наряды за секунду, стало тесно в викторианских рамках старой Британии.

Наверху тем временем вяло кипит стандартная велико-депрессивная жизнь: одни вкалывают за копейки на заводах без надежд на реализацию американской мечты, другие жрут ананасы и рябчиков, владея этими самыми заводами, пароходами и, конечно, газетами. Не долго думая, Роулинг снова отдает судьбу мира в руки двух конфликтующих персонажей, причем зло на этот раз действует без всякой поддержки, не говоря уж о какой-нибудь захудалой свите. В общем, очередной Воландеморт на старте. 

На другой стороне баррикады — свободолюбивый британский маг по имени Ньют Скамандер, в российской адаптации ставший совсем уж прямолинейным и в огне не горящим Саламандером. Активист, испытавший на себе многие негативные проявления волшебной бюрократии, прибывает в США с вполне себе гринписовскими устремлениями — птичку выпустить, чтоб над Аризоной полетала, а в итоге попадает в масштабную заваруху, учит коллег из Нового Света демократии и содействует магическому Интерполу, хоть и не особенно этому рад. При себе у Скамандера хитрый чемоданчик, в котором он прячет зоопарк — не сочтите за спойлер, но фантастические твари обитают в основном внутри этого бытового предмета. Вне его живут и плодятся существа совсем другого рода. Главный герой без всяких сомнений называет их самыми злобными на свете, хотя сценарий и не дает людям толком проявить свои худшие качества.

В конце концов, перманентные разборки между выпускниками Хогвартса и Ильверморни (вот вам намек на Оксфорд и Гарвард) сопровождаются невиданными разрушениями на нью-йоркских улицах, так что обывателям действительно есть от чего тревожиться. Маги, в свою очередь, швыряются направо и налево заклинаниями забвения, ни дать ни взять — люди в черном, а поврежденные здания принимают свой прежний вид. Что там насчет случайных жертв — не уточняется, может, их воскрешают по древнему рецепту. 

Йэтс, решивший положить свою творческую жизнь на алтарь служения поттериане, с размахом тратит выданный ему внушительный бюджет. События наконец-то происходят не на скучных лугах Альбиона, а посреди цивилизации, которую постановщик с наслаждением крушит, ломает и рвет на кусочки, чтобы потом не менее красивенько починить. И снова сломать. Название картины обязывает к изображению тех самых зверей, что оставляли следы на пушкинских тропинках. И здесь постановщик тоже максимально развязывает себе руки, успевая повергнуть публику в крайнюю степень умиления, заставить поплакать, а также позволить понаблюдать за брачными играми не совсем земных обитателей.

Йэтс особо не стремится опровергать старую аксиому о том, что человеческий мозг не в состоянии придумать животное, которое бы не сочетало в себе элементы существующих, но и в откровенную мультипликацию впадать не спешит. Получается зрелищно, а потом, к тому же, выясняется, что помимо самих тварей и главного тварезащитника, а также запасной парочки магл – волшебница, наблюдать в этом фильме особенно и не за кем. Обозначив, по ее же собственным словам, популизм в современной политике, Роулинг не довела до конца ни одну из второстепенных линий, да и началом большинство из них наделить забыла. И когда на сцену выходят все эти сенаторы, медиамагнаты, бунтующие сынки, религиозные фанатики, чиновники мира магии — у зрителя мгновенно портится настроение. 

Немудрено: только что вы посредством вполне оправданного 3D наблюдали за существом, совмещающим в себе крота и утконоса, да к тому же склонным к клептомании — и вот попадаете в угрюмую реальность, где все бесконечно твердят одно и то же и ненавидят друг друга. И папа Анджелины Джоли везде ошивается. В подземелье магов и вовсе царят тоталитарные порядки: решение о смертной казни (!) принимает в одиночку какой-то малоприятный мужчина с внешностью Колина Фаррелла, а в соседней комнатке уже организовано подобие электрического стульчика, только с уклоном в гуманность. Все это становится настолько тягостной прелюдией к финальному противостоянию, что следить за ним самим уже неинтересно. Так же, как и за «внезапным» появлением в кадре Джонни Деппа, про которого все растрепали заранее, лишь бы сыграть на знаменитом имени.

Одной из главных ошибок стал выбор актрисы на главную роль: Кэтрин Уотерстон сделать ее главной не сумела, героиня проигрывает в харизме любому из обитателей волшебного чемодана, не говоря уже о большинстве магов и маглов. Отдельный поклон не-магу по имени Якоб Ковальски в исполнении Дэна Фоглера: этого героя пришлось сдерживать искусственно, чтобы он не перетянул на себя все имеющиеся в запасе создателей фильма одеяла. За неимением прописанных персонажей получите армию статистов с повадками андроидов и таким же набором эмоций. 

Не стоит, конечно, забывать, что мы сделали только первый шаг к знакомству с дивным новым миром — не исключено, что бессмысленным героям суждено сыграть решающую роль в последующих сериях. Впрочем, в кино этот литературный трюк срабатывает редко, зато «здесь и сейчас» из-за него качественно прихрамывает действие. Поттериана, тем временем, становится серьезным объектом для киноведческих исследований: по ней можно следить за развитием кинематографа как зрелища. Миру, где в порядке вещей трансгрессировать, гоняться за невидимыми зверьками и наколдовывать себе вечерние наряды за секунду, стало тесно в викторианских рамках старой Британии. Ему требуется супергеройский размах с катастрофами, меняющимися злодеями и новыми вызовами. Йэтс по привычке устраивает парочку дуэлей на палочках, но без воодушевления: будущей франшизе придется лезть вон из кожи, чтобы действительно удивить публику.

За прошедшие 15 с лишним лет мы неплохо освоились в этой отдельно взятой вселенной, научились понимать ее особенности и не строить особых иллюзий без особых на то причин. Роулинг придумывала ее, отталкиваясь от окружающей действительности: и очень хотелось бы, чтобы в дальнейшем «Фантастические звери» страдали от нас же самих как можно меньше.