• Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Громкий коммерческий успех этой картине не грозит: по соседству в прокате буйствуют «Фантастические твари», снимая всевозможные сливки по всему миру. Зато «По соображениям совести» и выбранной темой, и беспощадной визуализацией войны отлично укладывается в «оскаровские стандарты». И хотя конкуренция на грядущей раздаче статуэток будет очень и очень неслабая, в номинантах эта лента обязательно отметится. Гибсона слишком долго держали в персонах нон грата, а теперь не менее решительно могут выдать ему карт-бланш, который подразумевает как главные роли в большом кино, так и серьезные средства на очередную картину, тем более что уже и планы имеются. Список продюсеров военной драмы состоит из 35 позиций, среди которых имя самого режиссера не значится, хотя сам он признавался в том, что был вынужден оплачивать некоторые съемочные расходы из собственного кармана. Кстати, в перечне тех, кто работал вместе с австралийцем над этим проектом, есть и геи, и евреи, что также свидетельствует об окончании «штрафного времени». В американских медиа уже прозвучали признания представителей истеблишмента (от англ. establishment — «установление», «основание» — власть имущие, правящие круги, политическая элита): мол, долгое время считали коллегу антисемитом, на досуге избивающим женщин, а потом выяснилось, что он всего лишь страдает алкоголизмом, с которым к тому же борется.

При 45-миллионном бюджете героическую историю Десмонда Досса пришлось делить пополам, причем достаточно топорно. Выбрав на главную роль Эндрю Гарфилда, которому роль Человека-паука сослужила не менее дурную службу, чем Тоби Магуайру, создатели фильма если не попали в яблочко, то «девятку» выбили точно. Стартовую часть пути актер проходит все в том же обличии придурковатого старшеклассника, причем религиозную составляющую этого поведения Гибсон старательно маскирует: вера Досса слишком важна для войны. Сценарий обозначает необходимый «каино-авелевский» пунктик в детстве главного героя, а параллельно рисует образ глубоко пьющего отца семейства, прошедшего ад Первой мировой — одна из лучших ролей в карьере Хьюго Уивинга. Несмотря на все негативные составляющие, солнышко сияет, цветочки пахнут, а кругом сплошь красоты штата Виргиния — так что симпатичный мальчуган вырастает в нескладного, но обаятельного парня, который в любую минуту готов прийти на помощь ближнему. Потом появляется красотка-медсестра, и действие буквально обрушивается в слащавый Pin-Up (изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определенном стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века) с поцелуями у водопада и прочими «выйдешь ли ты за меня».

Контраст контрастом, но эта самая личная жизнь обитателей глубинки успевает порядком утомить зрителя. Гибсон же ни капельки не тушуется. Он готовит зрителю истинную мясорубку, перед которой должны померкнуть успехи многих предшественников, снимавших кино про войну — и в первую очередь Стивена Спилберга с его «Спасением рядового Райана». Но перед тем как окунуть вчерашних фермеров, рабочих и многих прочих в самое пекло, публику необходимо хотя бы поверхностно познакомить с теми, кому предстоит погибать и выручать. И австралиец лихо отплясывает на поле «Цельнометаллической оболочки», при этом стараясь не заступать за грань: главная скрипка тут остается за Винсом Воном, который за своего сержанта Хоуэлла заслуживает аплодисментов. Сэм Уортингтон остается на периферии — его герою предстоит произнести главную речь гораздо ближе к финальным титрам. Гибсон старательно смешивает анекдоты из дембельского альбома с основным конфликтом: Десмонд Досс попадает в стрелковую роту, но при этом наотрез отказывается даже прикасаться к оружию. Служивые, как положено, отказника гнобят, отпускают шуточки про запрет на работу в субботний день, срывают парню свадьбу, а там и вовсе становится не до смеха.

Подбираясь все ближе к военным действиям, режиссер последовательно нагнетает пафос: торжество справедливости сопровождается тихим звоном боевых наград, битва за убеждения становится во главу угла, а Досс провозглашает пацифистские лозунги прямо в лицо военному трибуналу. Стойкость героя необходима ему именно на этом этапе, а вот упрямство потребуется и на острове Окинава, где он вытащит из-под огня многие десятки раненых, не отказывая в помощи и солдатам противника. Но там будет уже не до риторики. Во вторую половину своей картины Гибсон врывается с ожесточением зверя, которого долгое время забывали кормить. Первое же столкновение американских и японских войск шокирует зрителя натуралистичностью и скоростью действия: оценив slo-mo (замедленное действие) в паре эпизодов, режиссер без лишних сожалений выбрасывает его в помойку. «По соображениям совести» отрицает любой намек на красоту войны, размазывая по экрану кровь и внутренности с предельным натурализмом. Некоторые сцены способны вызвать у публики столбняк, но Гибсон продолжает нагнетать ситуацию, доказывая простые и понятные утверждения: мы были солдатами, враг был жесток, но даже на самой страшной бойне можно выжить и остаться при этом человеком. 

Прямолинейный героизм концентрируется в образе главного героя, парни, сражающиеся с ним бок о бок, становятся скорее средством для его усиления. Иногда американские военные выглядят совсем уж недалекими людьми, не способными сделать выводы из того, что видят собственными глазами. Доссу не нужна помощь до тех пор, пока он с молитвою не сделает все, на что способен и даже немножко больше. Солдат раз за разом побеждает Смерть: то хитростью, то отвагой, то, наконец, благодаря божественному вмешательству. И хотя вокруг разбросаны очевидные доказательства того, что Смерть все-таки сильнее, Гибсон не успокаивается: в конце концов, один-единственный санитар становится гарантом боевого духа сослуживцев, боевой единицей, ценность которой предельно высока, хотя на курок она не нажимает. Австралиец заканчивает картину стандартной документалистикой, которая лишний раз подчеркивает, что она основана на том, что происходило в действительности. Манифест в данном случае продиктован внешними обстоятельствами: один в поле воин, даже если он пришел не затем, чтобы сражаться. Гибсон надолго оказался за бортом из-за несдержанности в высказываниях: наградной сезон покажет, услышали ли его в Голливуде на этот раз.

Расписание киносеанса «По сооображениям совести» в Благовещенске смотрите ЗДЕСЬ