Упорное золото ждет своего часа

Компания «Петропавловск» по-прежнему в лидерах региональной добычи. Однако объемы металла, произведенного на Пионере, Маломырском и Албынском рудниках, с каждым годом снижаются — в 2016 году они произвели 12,4 тонны золота. Еще три года назад металлургический альянс добывал 22 тонны металла. Причина падения объемов проста: на месторождениях практически не осталось легких руд. В портфеле «Петропавловска» почти половина ресурсной базы — упорные руды. Несколько лет на площадке Покровского рудника компания ведет строительство комплекса автоклавного выщелачивания, позволяющего извлекать «трудное золото». Однако сроки ввода постоянно переносятся. Как отмечают в компании, для завершения амбициозного проекта необходимо около 130—140 миллионов долларов. Пока ввод автоклава намечен на 2018 год. 

По данным Союза золотопромышленников страны, сегодня 47 процентов минерально-сырьевой базы золота в России составляют упорные руды. Поэтому создание автоклавов — первоочередная для отрасли задача. Однако очень дорогостоящая и техноемкая. Пока в стране построено лишь два предприятия по переработке упорных руд: у «Полиметалла» в Хабаровском и у «Полюса» в Красноярском краях.

Инновационное предприятие позволит «Петропавловску» нарастить объемы добычи, а пока компания ищет другие способы. Один из них — подземная добыча металла. Этот проект в ближайшие годы станет одним из ключевых в стратегии. Предварительные затраты на запуск подземной добычи на Пионере оцениваются в 9 миллионов долларов, на Маломыре — в 16—21 миллион. В перспективе, посчитала компания, подземка на Пионере сможет приносить ей 130—180 тысяч дополнительных унций золота в год, кварцитовый участок на Маломыре — 53 тысячи унций, пишет Интерфакс.

«У владельца Березитового — компании Nordgold — уже есть несколько подземных рудников»

Перейти на подземную добычу в связи с истощением запасов планирует и Березитовый рудник. В этом году объемы производства на предприятии также снизились на 1,1 тонну — до 2,5 тонны металла. У владельца предприятия — компании Nordgold — уже есть несколько подземных рудников, и сейчас инвестор подходит к этому на Березитовом. Капитальные затраты на проект оценивается в 15 миллионов долларов при мощности 55 тысяч унций золота в год. До конца 2016 года компания планировала подготовить и направить на утверждение технико-экономическое обоснование подземной добычи на руднике «Березитовый».

Соловьевск: ставка на руду

А вот у нового рудного игрока амурской золотодобычи — прииска «Соловьевский» — в ближайшие годы проблем с запасами не будет. В конце прошлого года предприятия, почти 150 лет добывающее россыпи, запустило в эксплуатацию золотоизвлекательную фабрику на Соловьевском рудном месторождении. В итоге за месяц с небольшим прииск добыл первые 111 килограмм коренного золота. «Проектная мощность фабрики — 800 тысяч тонн руды в год. Предприятие работает на полную мощность и ежегодно сможет давать до полутора тонн золота», — отмечает генеральный директор АО «Прииск Соловьевский» Федор Сидоров.

В целом в 2016-м предприятие добыло чуть 2,4 тонны золота — масштабный по меркам  россыпной золотодобычи результат. Но все же немного ниже предыдущего показателя. «Сырьевая база россыпей постепенно истощается, наши драги перешли на участки с низким содержанием драгметалла, — объясняет Сидоров. — Чтобы сохранить развивать производство, надо работать на перспективу, развивать рудный сегмент. Фабрика должна дать мощный толчок к развитию предприятия и помочь в будущем существенно увеличить добычу». В ближайшем будущем соловьевцы намерены увеличить добычу металла до четырех тонн в год.

Россыпная лихорадка в тайге

Высокая цена золота и себестоимость добычи привели к «золотой лихорадке» в амурской тайге. В этом году на россыпях работали около 60 предприятий: от крупных компаний, объемы добычи которых колеблется от 200 до 700 килограммов, и до артелей-малышей, моющих от 3 до 10 килограмм металла. Именно такие небольшие новички в прошлом году намыли почти 500 килограмм металла. В итоги россыпные предприятия перешагнули показатели 2015 года на 365 килограмм и достигли отметки 7 тонн 305 килограмм золота, отмечают в региональном министерстве природных ресурсов. Помимо Соловьевска, в лидерах традиционно ЗАО «Хэргу» (738 килограмм) и ЗДП «Коболдо» (606 килограмм). 

Увеличили добычу Амурский горный центр (плюс 37 килограмм) и прииск «Дамбуки», долгие годы балансирующий между жизнью и банкротством (плюс 25 — до 288 килогорамм). Впрочем, опытные производители предупреждают: ждать стабильных рекордов от мелких артелей не стоит. «Народ идет в россыпи за быстрыми деньгами, потому что соотношение цены и затрат пока выгодное, — отмечает эксперт отрасли. — Как только цена на золото вновь упадет, они посыпятся, как горох».  

Амбициозных планов на 2017 год амурская золотодобыча не строит: рудные предприятия будут работать на пределе запасов и жить в ожидании новых проектов,  а успехи россыпных игроков зависят от изменчивой цены на металл. «Год будет таким же сложным, причин для стабилизации ситуации нет. Рекордов ждать неоткуда, главная задача для предприятий и региона — сохранить сегодняшний объем добычи», — отмечают в минприроды Приамурья.

Возрастная категория материалов: 18+