• Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)
  • Фото: Архив АП
  • Фото: orenday.ru

Анонимам не ответят

Чтобы разобраться в тонкостях новых требований, нужно понять схему работы Роспотребнадзора со всеми обращениями. Во-первых, в работу принимаются все жалобы, вопросы и просьбы о помощи, кроме анонимных. Этого требует федеральное законодательство и банальная логика: как отвечать тому, кто не оставил своих координат?

Во-вторых, подписать обращение Ивановым Иваном Ивановичем иногда будет недостаточно.

— Следует разделять виды обращений. Зачастую человек просит разъяснить ему свои права либо спрашивает, прав ли он в споре, возникшем между ним и продавцом, — прокомментировала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Амурской области Галина Яшина. — Если от нас требуется консультация, информация правового характера — мы на каждое такое обращение даем ответ либо связываемся, чтобы задать уточняющие вопросы и опять же дать информацию.

Второй вариант — когда хотят не совет, а проверку. В этом случае дело усложняется.

— Мы имеем право проводить проверки только по тем обращениям, автор которых установлен. Таким образом, принимаются либо письменные обращения, когда человек приходит в Роспотребнадзор с документом, удостоверяющим личность, либо направленные по почте, — продолжила Галина Яшина. — Но если у специалиста возникнут обоснованные сомнения в авторстве, он имеет право провести дополнительную проверку.

Проверка авторства

Зачастую требования «проверьте этот магазин, у них есть просрочка!» подписывают вымышленными именами и адресом Ленина, 1. В таких случаях сотрудник Роспотребнадзора выясняет, существует ли жилой дом по данному адресу и живет ли в нем указанный автор. Абсолютное большинство таких обращений проверку не проходят.

Важно, что в электронном обращении подлинность автора может быть подтверждена только электронной подписью (согласно законодательству, необходимо «использование средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутенфикации»).

Но даже если человек, требующий проверки, установлен, еще не факт, что Роспотребназдор отправится к предпринимателю или компании. Нужно вновь разделять  два вида обращений. Первый — когда в жалобе содержится информация об угрозе вреда и здоровья неограниченного количества людей. Например, сообщение о просроченной колбасе — в этом случае нарушаются требования санитарного законодательства, требований техрегламента. В этом случае проверки продавцу не избежать.

Если же нарушены только права автора обращения, проверку организуют лишь в том случае, если заявитель уже пытался сам решить проблему, но его требование не удовлетворили или проигнорировали. Допустим, человек купил сапоги, продавец сообщил ему, что обувь итальянская. Однако дома покупатель не нашел подтверждения происхождению товара. Владелец сапог отправляется с жалобой и требованием наказать за ложь продавца в Роспотребнадзор. В этом случае угрозы жизни и здоровью кому-либо нет, а значит, покупателю нужно сначала самому обратиться в магазин. И если ему не ответят либо ответ не удовлетворит, тогда уже писать жалобу в надзорный орган.

За деньгами в суд

— Подтверждением того, что заявитель пытался самостоятельно решить проблему, может быть запись в книге жалоб либо письменное обращение, подписанное получателем, — говорит начальник отдела защиты прав потребителей амурского управления Роспотребнадзора.

Но нужно учитывать, что даже если Роспотребнадзор проведет проверку продавца обуви и нарушение подтвердится, все, что грозит продавцу — штраф. Заставить вернуть деньги продавца надзорный орган не может.

— Все имущественные споры решаются через суд, мы разъясняем это в ответах на обращения, — отмечает Галина Яшина. — У нас также работает консультационный центр, где потребителю помогут составить претензию или разъяснить его права.

Возрастная категория материалов: 18+