После нас: рецензия на новый фильм «Логан: Росомаха» с Хью Джекманом

«Его время пришло» — гласит официальный слоган нового фильма из «Вселенной Людей Икс». Только посмотрев его, можно ощутить ужасающую двусмысленность этой пафосной с виду фразы. Зритель заранее знал, что картина «Логан» станет многозначительной точкой — актер Хью Джекман, долгие годы исполнявший роль Росомахи в этом киносериале, достаточно прямо заявил о прощании с героем задолго до премьеры. С того момента, как он впервые предстал в образе колоритного мутанта в фильме Брайана Сингера, прошло — подумать только! — 17 лет. И все же Джеймс Мэнголд, поставивший «Логана», нашел самый верный способ шокировать поклонников саги: он не стал снимать фильм о могучих сверхлюдях, сражающихся со злом, а вывел Росомаху на последний поединок. Надо полагать, что с самим собой.

«Люди Икс», хоть и принадлежат к единому кинематографическому миру Marvel, всегда стояли особняком. Может, в комиксах Росомаха и сражался бок о бок с Капитаном Америкой, но на экране команды всегда разводили по разным углам. Такая законсервированность позволяла создателям саги о мутантах время от времени затевать локальные эксперименты, заигрывая с временными парадоксами, омолаживая основной состав персонажей и круто меняя их биографии. Логан-Хоулетт все это время оставался единственным неизменным героем, прошедшим дорогой ярости через девять фильмов. А для ровного счета подойдет и «Дэдпул», где Джекман фигурирует только в виде фотографии, а Росомаха — исключительно в упоминаниях. Австралиец отдал когтистому мутанту больше, чем можно было себе представить — и именно по этой причине точку нужно было ставить так, чтобы не оставалось пространства для сомнений. Логан стал единственным из Людей Икс, кто удостоился персональных спин-оффов, и, если честно, этот костюмчик еще долго никому не придется впору. И раз уж над ним так долго ставили бесчеловечные опыты, почему бы не организовать еще один, да такой, чтобы зритель еще долго чувствовал себя неуютно в мире, где люди не меняются, а хэппи-энды перманентно в дефиците.

И Мэнголд не позволяет публике даже как следует устроиться в креслах, первыми же сценами ломая каноны: спивающийся главный герой, подрабатывающий водителем лимузина в 2029 году, беспощадно протыкает адамантиевыми когтями черепа и отсекает конечности встретившихся уличных преступников — Росомаха, которого мы знали, ограничился бы парой-тройкой сломанных костей. О-о-о, как бы говорит постановщик, но вы же видели штамп 18+ на постерах, приготовьтесь, скоро подадут и основные блюда. «Логан», пожалуй, стал самым жестоким из всех фильмов-комиксов — «Дэдпул» и «Отряд самоубийц» компенсируют кровищу каким-никаким юмором, здесь же героям вовсе не до шуточек. Это раньше Профессор Икс выходил на связь с целым воинством мутантов: теперь от него остались крохи, сам ученый в минуты помутнений разума декламирует детские стишки (и живет, подобно Диогену, в бочке), а кольцо опасности продолжает неумолимо сжиматься. Логан, не расставаясь с бутылкой, тешит старого друга байками о покупке яхты. Но весь этот джаз задолго до середины истории начинает звучать подозрительно похоже на похоронный марш. Молодая шпана, быть может, и начнет переделывать мир под себя в неминуемом будущем, но пока ей самой нужен заботливый папочка. А он, как назло, израсходовал самый распоследний запас сил. Мэнголд не стесняется активно использовать сюжет кинговской «Воспламеняющей взглядом» — в этой книжке очень подробно рассказано, что такое быть отцом в беде.

«Логан» оперативно встает на рельсы роуд-муви (дорожное кино — Прим. ред.) и начинает набирать скорость. Режиссер старается удерживать баланс, а потому погони, схватки и прочий экшен в сюжет вливает часто, но в строгой дозировке. Собственно, и имеющегося темпа хватает, чтобы превратить Росомаху в загнанную лошадь, которой все труднее выдерживать вес седоков. Под ногами — все та же планета людей, которые с самого начала усложняли мутантам жизнь, впереди — «рай», о котором герои комиксов читают в комиксах, а потому и не строят особых иллюзий насчет того, что увидят в конце пути. Мэнголд ставит на карту все, что заготовил: дети-убийцы, дети-жертвы, кровь вот-вот захлюпает под видавшими виды ботинками бесконечно уставшего сверхчеловека. Впрочем, с мирными гражданами в сюжете еще более туго: большинство попавших в кадр обычных землян обзавелось роботизированными конечностями в обмен на совесть и представляет собой пушечное мясо. И даже члены милейшего фермерского семейства хоть и молятся перед каждым принятием пищи, все равно живут в условиях, приближенных к вестерну — этот жанр вообще притягивает режиссера нескрываемым магнитом. Где-то там, за отмеченной на потертой карте границей, ждет своего часа обетованная Канада, но мы знакомы с франшизой «Обитель зла» и понимаем, что добраться до цели удастся далеко не каждому.

Столь резкий поворот в сторону безысходности бытия сбивает зрителя с толку, и он не сразу замечает, насколько банальную историю ему подают под оригинальным соусом. Порой Мэнголда заносит так сильно, что логическое построение «Логана» разваливается на глазах: все эти мексиканские медсестры-видеоблогеры заставляют почувствовать явный привкус развесистой клюквы. Но тут же вновь проливается чья-то кровь, гончие берут очередной след, а в наиболее критические моменты из-за угла выскакивает второй Росомаха, прошедший курс глубокого графического омоложения — и становится не до умозаключений. Экзистенциальная дымка лишь слегка маскирует бескомпромиссный, а значит — глупенький в основе своей боевик, который служит основой для этой картины. Я — твой отец, ты — мой клон, вместе мы — сила, людей убивать нельзя, но приходится, отвлекаясь только на то, чтобы в который раз убрать в багажник профессорское знаковое инвалидное кресло. Американцы-антигерои, раз уж мы в этой Икс-вселенной, все сплошь идейные продолжатели дела Страйкера, а их непосредственные руководители тоже хороши. Либо панк с пулеметом, либо очередной доктор Менгеле со словесным поносом. Логан, которого мы потеряли, расправился бы с этой шайкой за 10 минут. Но пенсионерам трудно скакать по полям боя, размахивая смертоносными лезвиями. А значит, как говаривал один из руководителей нашей страны, пусть товарищи берут лопаты и копают себе могилы.

Джекман последний аккорд выдерживает на высочайшем уровне — благо, здесь ему не приходится изображать смесь тупости с гневом, как это было во многих предыдущих главах саги о мутантах. Дафни Кин, дебютирующая в большом кино, старательно изображает как бы девочку, воспитанную стаей Акелы — рычит, прыгает, забирает жизни и практически не разговаривает. Патрик Стюарт погружается в исследование старческого слабоумия, стараясь преподать его как можно более благородно — хотя и без мрачного юмора не обходится. «Логан» задает зрителю не так уж много важных вопросов (тем более что на большинство из них давно известны ответы), и одним из них становится предложение подумать о том, нужны ли сверхлюди самим себе. Мэнголд отрицает любую футуристичность, окрашивая мир будущего в цвета давно минувших дней: хорошо знакомые зрителю герои, как оказалось, очень долго ходили по кругу и за это время растеряли большую часть сил. Но на последний бой их все-таки хватит. Пусть он и не станет стандартным для кинокомикса дорогостоящим зрелищем, зато будет действительно последним. Вместе с титрами за границами экрана окончательно скроется эпоха, на смену которой по традиции придет следующая, и в ней новые имена будут звучать гораздо громче старых. А кровь — она в любые времена остается кровью.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+