Пробу ставить негде: рецензия на новый фильм «Золото» с Мэттью МакКонахи

Вниманию зрителей представлен очередной долгострой, хотя, конечно, бывало и хуже: о «Золоте» начали говорить в 2011 году. За прошедшие годы произошла рокировка исполнителей главной роли на место уважаемого Кристиана Бейла пришел не менее уважаемый Мэттью МакКонахи. Сменилась пара известных режиссеров, а сценарий из вымышлено-авантюрного превратили в «основанный на реальных событиях»

Продюсеры собрали весьма примечательную команду, чтобы воплотить в жизнь вполне себе выдающуюся историю: тем печальнее смотрится провал «Золота» в прокате и полное отсутствие наград и номинаций, если не считать завершившуюся неудачей попытку взять «Золотой глобус» в категории «Лучшая песня». Давайте разбираться. 

Картина задумывалась как современный вариант знаменитого вестерна о золотоискателях «Сокровища Сьерра-Мадре», который в 1949 году принес своим создателям гораздо больше признания. Любопытно, что именно этим произведением вдохновлялся Пол Томас Андерсон при работе над «Нефтью»: избежать сравнений с этой «производственной драмой» «Золоту» не удалось — и сравнения эти были не самые воодушевляющие. Не менее интересен и тот факт, что над обеими картинами об аспектах добычи полезных ископаемых трудился оператор Роберт Элсвит.

МакКонахи, что характерно, значится еще и в числе продюсеров картины — он вообще со всей очевидностью вкладывал в нее деньги, время и душу.

Очевидно, что режиссеру Стивену Гейгану, возглавившему проект в итоге, хотелось сделать нечто среднее между «Нефтью» и «Волком с Уолл-стрит», по мере возможности отстранившись при этом от эпичности первого и экзистенциальности второго. Сам постановщик гораздо больше известен в другой ипостаси — за сценарий к фильму Стивена Содерберга «Траффик», например, Гейган в 2001 году собрал некое подобие королевского флэша из наград: «Золотой глобус», «Оскар», BAFTA. Не исключено, что судьба «Золота» сложилась бы гораздо более благополучно, возьмись он за перо и в этот раз — сценаристы Патрик Мэссет и Джон Зинмен, угодившие в итоге в титры, столь выдающимися достижениями похвастать не могут. 

Оставалось только собрать актерский ансамбль, который смог бы наиболее успешно аккомпанировать МакКонахи — впрочем, полноценным солистом в этой картине его персонажа назвать трудно. Солидную часть одеяла на себя успешно перетягивает Эдгар Рамирес — карьера венесуэльского исполнителя в последние годы стремительно забирает вверх и ждать центральных ролей явно придется недолго. Есть еще Брайс Даллас Ховард в роли подруги жизни главного героя и Кори Столл в облике малозначительной бизнес-акулы — на этом список знаменитостей, приглашенных в «Золото», заканчивается, хотя знакомые лица будут встречаться зрителю постоянно.

МакКонахи, что характерно, значится еще и в числе продюсеров картины — он вообще со всей очевидностью вкладывал в нее деньги, время и душу. Слегка сбавив обороты после сезона 2013-14, в котором актер добился не только главных наград, но и широкомасштабного зрительского признания, в «Золоте» он пытается открыть себя с очередной неизведанной стороны.

Символично, что поначалу роль Кенни Уэллса прочили британцу Бейлу, известному мастеру телесных трансформаций по требованию образа. МакКонахи в этой картине предстает в облике мужчины, которому некогда было следить за собой: прилагаются лысина, ничем не маскирующееся брюшко, нездоровый блеск в глазах и алкогольная зависимость. 

Таков он — современный (вернее, образца 80-х) адепт культа золотой лихорадки, и уж точно не его вина, что на смену времени заступов и револьверов пришла эпоха цифр на экранах и хитроумно составленных договоров. Веком ранее Уэллс точно так же сражался бы за свою мечту: не до последнего доллара, так до последней капли крови. Доставшийся ему Эльдорадо (расположенный в Индонезии) очень быстро становится чем-то большим, нежели просто способ быстро обеспечить деньгами свою семью на несколько поколений вперед.

Зрителю остается только наблюдать за тем, куда приводят мечты: в этом заключается один из недостатков сценария «Золота». Тем, кто находится по другую сторону экрана, слишком быстро становится понятно, что действующие лица следуют за миражом, а главный герой при этом чересчур прямолинеен и фанатичен, чтобы рассчитывать на крутой сюжетный вираж перед титрами.

«Золото» воспринимается исключительно как не самая скучная история с парой-тройкой смешных диалогов, множеством лишних участников и колоритным главным героем.

В итоге сомнительный трюк с прыжком из вертолета в небытие приходится выполнять персонажу Рамиреса — к этому моменту зритель успеет его возненавидеть и радоваться будет особенно нечему. Мораль сей басни вроде бы такова, что хорошие парни порой решают свои проблемы, оставляя с носом парней похуже: но представленная нам афера никоим образом не тянет на еще один славный подвиг Робина Гуда. 

Гейган шинкует действие на разные по объему порции, памятуя об успехе все того же «Траффика» — в многочисленных флэшбэках достаточно просто ориентироваться, но желанная магия не возникает. Герой МакКонахи продирается сквозь действие, сверкая безумными глазами и совершая телодвижения, которые больше бы подошли вождю аборигенов, а не представителю уважаемой американской династии исследователей земных недр. Актер успешно справляется со своей главной задачей — перед нами живой Кенни Уэллс, обладающий характером, привычками и недостатками: но нежелание создателей картины выходить за принятые изначально рамки лишает его осязаемых шансов на место в истории.

Героя Рамиреса же слишком активно пытаются вытолкнуть на периферию: в какой-то момент он, конечно, надевает красивый пиджак и даже произносит вполне высоколобую речь, но все равно понятно: ваше место в джунглях, по пояс в грязи, возвращайтесь туда поскорее. Вынесенные в начальные титры «реальные события» обязывают ни в чем не перегибать палку, жонглировать невидимыми историческими персонажами типа президентов Форда и Сухарто — а персонажам беспрерывно приходится путешествовать в тень и обратно, из-за чего героине Ховард, к примеру, так и не удается найти свое место в фильме. 

В итоге «Золото» воспринимается исключительно как не самая скучная история с парой-тройкой смешных диалогов, множеством лишних участников и колоритным главным героем. Легкость, с которой в этом фильме поднимаются те, кто рухнул в грязь, не подкупает: зритель и сам терпел в жизни обидные поражения и ему вряд ли удавалось вернуться на вершину, просто полежав пару дней пьяным на улице.

Перебрав с офисными диалогами, пояснениями для самых несообразительных и идентичными, заранее читаемыми приемами, Гейган не то чтобы загубил проект: он сделал его непримечательным и выдал в свет уже после того, как аудиторию проутюжили более проработанными лентами на производственно-криминальную тему. Зритель сможет найти в «Золоте» много удачного, но только по отдельности — собранный воедино механизм испытывает большие проблемы и нуждается в дополнительных манипуляциях. 

Упоминавшиеся в начале этого текста «Сокровища Сьерра-Мадре» вызвали много споров, неблагополучных прогнозов, но в итоге вошли в список, именуемый национальным реестром наиболее значимых фильмов США. Картине Гейгана в этом перечне вряд ли найдется место: это грустно, но золотая жила пролегла где-то в другом месте.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+