Отче наш: рецензия на новый фильм «Стражи Галактики. Часть вторая» с Крисом Праттом

Совсем скоро властители киновселенной Marvel в очередном безумном порыве соединят с пафосными «Мстителями» и «Стражей Галактики», которые пока пребывают в счастливой изоляции от остального супергеройского мира и чувствуют себя прекрасно. Вторая часть франшизы, появившись на экраны, тут же принялась бить и устанавливать рекорды, критики благосклонно выводят пятерочки, отмечая азарт, с которым подается на экраны весь этот вопиющий абсурд. Зритель же атакует кинозалы, выкупая места задолго до премьерного дня. Приключения космической команды не то героев, не то бандитов, в которую, в частности, входят говорящее дерево и говорящий же енот, оказывают на публику примерно такое же благотворное влияние, как и «Дэдпул».

Режиссер Джеймс Ганн, похоже, накрепко привязался к проекту. Для специалиста, ранее занимавшегося невнятными ужастиками и комедиями и дважды удостоенного «Золотой малины», это немудрено. Постановщик с перманентно всклокоченными волосами во время раздачи интервью ведет себя как один из «Стражей», уступая по количеству шуточек разве что актеру Крису Пратту — чемпиону мира по несерьезности. Энтузиазмом фонтанируют вообще все, кто причастен к этому проекту — достаточно посмотреть на развеселые титры второй части, для которых отсняли целых пять дополнительных сцен, причем лишь одна из них несет в себе мало-мальский смысл в плане дальнейшего развития сюжета. Именно поэтому совсем не хочется, чтобы на бескрайних галактических просторах замаячил ограниченный до предела Капитан Америка — да и его многочисленные соратники в большинстве своем вряд ли удачно впишутся в этот мир. Второй фильм Ганна не менее чем первый напоминает знаменитую экранизацию романа «Автостопом по Галактике». Правда, с философией здесь туговато, но зато с фантазией перебоев не наблюдается. Поэтому просматривать кадры со съемочной площадки, например, почти неприятно: не верится, что на самом деле все это многообразие и безобразие создавали в помещениях на фоне зеленой ткани.

Создатели франшизы изучили причины успеха первой части и для продолжения покрутили нужные рукоятки: где-то прибавилось, где-то — наоборот. И раньше страдавшие тягой к изображению почти мыльно-оперных семейных драм, новые «Стражи Галактики» окучивают эту делянку с прямо-таки неистовым рвением. Родные и не очень отцы, матери, сестры, братья и дочки-сыновья тянутся друг к другу через годы и парсеки, гибнут и воскресают, чуть ли не каждые 15 минут кто-нибудь ссорится, потом мирится, потом приступает к трогательным объятиям. Проняло даже беспринципного енота — впрочем, на это надо смотреть. Сценаристы ставят пометку «ми-ми-ми» на каждой странице. Основную партию, конечно, исполняет дерево Грут, которое в прошлый раз запросто могло разорвать врага пополам, а теперь в образе потешного мальчика-с-пальчика переставляет ножки, приплясывает, непременно сидит у кого-нибудь из братьев по оружию на плече. И даже сердится премило. Ганн раз за разом повторяет главную и не самую оригинальную мысль: семья — это вовсе не обязательно кровные узы. Внутрикомандные отношения выходят на новый уровень, толстокожий Дракс Разрушитель из угрюмого молчуна превращается в неумолкающего балагура, Гамора и Звездный Лорд понемногу переходят от пикировок к танцулькам.

Вокруг тем временем все рушится, взрывается, смертельно опасный мир остается верен себе, а потерянный рай обнаруживается совсем не там, где ему положено быть. Анонсированный в трейлерах Курт Рассел из гулящего папашки-инопланетянина (да здравствует передовая омолаживающая графика!) вырастает до вполне шаблонного демиурга. И в том, что намерения у него какие-то гнусные, сомневаться не приходится. В сухом остатке зритель получает пучок на редкость банальных личных историй, приправленных для солидности религиозными аллюзиями и дружбой народов. Но ему при этом почти ни разу не становится скучно, ну разве что благостное пребывание Лорда на папашиной планете малость подзатянули. Ганн веселит публику всеми доступными способами: тут вам и камео (в том числе и Сильвестра Сталлоне, которого с Расселом в одном кадре свести не вышло, а жаль); и долговязая актриса Элизабет Дебики, которую заставляют подрасти, еще и выкрашивают в золотой цвет; и космическо-пиратский быт с непременным вышвыриванием в безвоздушное пространство; и курс молодого бойца для пополнения. Отличный подвернулся случай: правдоподобия, может быть, еще ждут от каких-нибудь приключений Железного Человека, а здесь плети, что в голову взбредет. И «Стражи» занимаются этим на беспрерывном душевном подъеме.

Поклонникам комиксов про команду спасителей окружающих миров приходится смириться с тем, что с фильмами их связывают разве что имена и образы главных героев. Кинематографисты безжалостно выбрасывают «лишних», переписывают историю в невиданных масштабах и подстраивают уже существующую вселенную под новые требования. Повзрослевшие герои (это касается, в первую очередь, самого персонажа Пратта, легко отдающего пальму первенства по шуточкам всем подряд) раз за разом решают одну и ту же задачу, создавая видимость, что есть разница в исходных данных и самом способе решения. Но он всегда один — и не только в границах этой франшизы: возьмемся за руки, друзья, и общими усилиями надаем пинков очередному смутьяну, решившему подмять под себя наш неидеальный мирок. Вряд ли зрительская аудитория в ближайшее время устанет от такого положения дел. В конце концов, лучше уж пусть спасают Вселенную с шутками-прибаутками в глубинах космоса, чем с серьезными минами на улицах очередного недоразрушенного американского мегаполиса. Остается надеяться, что, побив злокозненного и могучего Таноса, Стражи и Мстители разойдутся по своим комнатам; тем более хочется верить, что никому не придет в голову заставить их сражаться против друг друга.

Один из самых удачных и уж точно самый душевный аттракцион Marvel лучится коммерческим успехом. Особенно в свете того факта, что публике целый месяц практически нечего было смотреть в кино. Вторые «Стражи» получились в чем-то менее масштабными, наиболее колоритные космические злодеи где-то притаились и жаждут молча. С другой стороны, любо-дорого посмотреть, как совершенно дурацкая команда героев (из которой, тем не менее, уже никого не вычеркнешь) играется с понятиями вроде бессмертия и при первом случае отбрасывает их в сторону — потому что мы тут вообще-то не для этого собрались. Герои фильма будоражат в зрителях самые что ни на есть подростковые чувства — им явно больше всего хочется за кем-нибудь гоняться, чтобы потом от кого-нибудь удирать: главное, чтобы вместе и на корабле. И желательно еще отстраниться от всяческих нотаций — ну разве что Драксу разрешается иногда помудрствовать, да Гаморе гендерная принадлежность позволяет капать на мозги боевым товарищам. Галактика спасена уже не в первый раз — так отстаньте от отважных героев, дайте им спокойно отыскать очередную порцию неприятностей. А там, глядишь, и следующая серия выйдет, хотя их, похоже, пора уже по две сразу снимать.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+