• Фото: Варвара Сиянова
  • Фото: collections.yandex.ru

На небольших полях, доставшихся в наследство от эпохи коллективизации, идет работа. К посеву приготовлено по тонне овса, сои и 500 килограммов пшеницы. Такие меры предназначены для повышения популяции кабана, косули, изюбря.

— Поля здесь две-три сотки, ландшафт не позволяет, — продолжает специалист Воскресеновского заказника Алексей Власов. — Но есть и по пять гектаров. Вручную разбросаем, потом бороной пройдем, закроем. Работа не тяжелая — для души. Убирать урожай не будем, все останется в лесу для подкормки диких животных.

По словам егеря Сергея Козлова, распаханные в начале 30‑х годов лесные полянки пригодились в сытое время. «Многие жители Серышевского района не хотели вступать в колхоз, — уточняет егерь. — Уходили в глухую тайгу семьями, подальше от чужих глаз: распахивали деляны, прятали скот и урожай. Эти места до сих пор называются по их фамилиям: поле Радченковых, поле Лебедевых».

Посевная обычно начинается с середины мая и идет до конца июня. Зерновые и соя успевают вырасти и накормить обитателей тайги. В некоторых случаях обеда в лесных «столовых» не всем хватает.

— Если год неурожайный на орех и желудь, то в августе все поля съедаются, — уточняет Сергей Козлов. — Если урожай, то кабан кормится здесь овсом, он раньше других культур вызревает. Потом уходит в лес на естественный корм, но про заначку не забывает. Возвращается уже зимой, когда под снегом пищу добывать трудно. Каждую весну мы видим одну и ту же картину: поле вытоптано, урожай съеден. Некоторые кабаны так и живут всю зиму в заказнике у поля. В охранную зону, где разрешена охота, не уходят, спасаются от охотников и браконьеров.

 

Не раз егерям приходилось спасать поросят, оставшихся без мамки, и выкармливать их из соски. 

 

 

Еще несколько лет назад здесь засевалось порядка ста гектаров. Однако в связи с кризисом денег на корма не выделяют. Спасают фермеры — помогают безвозмездно. Отсеявшись сами, выделяют технику, зерно и сою. Помощь реальная, если учесть, что килограмм семенной сои стоит 60—70 рублей.

Подкормка диких животных ведется в Воскресеновском заказнике и охранной зоне круглый год. Здесь оборудовано 20 кормушек.

— Вот эта кормушка для кабана, здесь пшеница, соя, овес, — показывает Сергей Козлов. — А здесь соль и мел, предназначенные для всех желающих. Зимой еду подвозим раз в неделю. Летом — раз в месяц. Кладем по 200—300 килограммов зерна зараз. Но если где‑то пища быстро заканчивается, то эту кормушку заполняем чаще. Видать, рядом бродит большая стайка диких кабанов. Зимой в некоторых местах собираются более 30 кабанов. Кормушки с навесом, чтобы вода не заливалась. Мы постоянно их ремонтируем, обновляем. Если пострадали от пожара, строим заново.

И сейчас, в теплое время, вся земля у двух кормушек вытоптана, а содержимое почти съедено. Как считают егеря, дополнительное питание весной кабанам просто необходимо. В апреле-мае у свиней появляются поросята. Кормящей маме нужен белок и другие микроэлементы, которые есть в овсе. На помощь дикой природе снова приходят люди. Не раз егерям приходилось спасать поросят, оставшихся без мамки, и выкармливать их из соски детским питанием на ближайшем кордоне «Кастерь». Вынянчив, зверей возвращают в дикую природу. Один из кабанчиков по кличке Васька пару лет жил в специальном загончике. Думали, все — не уйдет, привыкнет. Но зов тайги оказался для Василия сильнее людской заботы.

Рыбная бочка для медведя

Не забывают тут и про косолапых. Чтобы медведи держались в лесу и не приближались к населенным пунктам голодной весной, для них тоже устанавливают кормушки. Железные бочки заполняют головами и потрохами селедки. В каждую входит почти 200 килограммов рыбьих отходов.

В этом году в Воскресеновском заказнике впервые установили девять медвежьих кормушек в виде бочек. Сейчас они все пустые.  «Вот видите, бочка пустая, — делится Сергей Козлов. —  8 мая я видел на этом месте медведя, он вынул рыбу из бочки, зарыл ее рядом и лежал, сторожил. Любят косолапые побезобразничать. Вот здесь крыша у кормушки снесена. Это его лап дело. Еще одну бочку с рыбой, в другом уже месте, медведь сорвал и укатил в лес, чтоб никому не досталось. Как бы сильно мы ее ни привязывали, не помогло».

Справка АП

Воскресеновский заказник специализируется на разведении и повышении популяции дикого кабана. Плотность зверя здесь одна из самых высоких в области. Как рассказал главный охотовед Дирекции по охране и использованию животного мира и ООПТ Михаил Лесик, в 2009‑м здесь насчитывалось 15 голов кабана. Сейчас их около 90. И это на совсем небольшой территории. Всего же в области, по данным последнего учета, проживает 14 707 кабанов и 59 640 косуль. В этом году на территории 32 заказников будет засеяно 123 гектара.

Командировка в Воскресеновский заказник состоялась при поддержке Амурского филиала WWF и Дирекции по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий.