«Синяя бездна» (которая в оригинале получила гораздо менее дурацкое название 47 Meters Down, но в нашей стране слишком сильны традиции импортозамещения) подавала надежды еще и благодаря имени Александра Ажа в титрах. Французский мастер синема-страха выступил в данном случае лишь исполнительным продюсером, но все-таки хотелось верить, что с чем попало он работать не станет. Режиссером назначили британца Йоханнеса Робертса, послужной список которого пестрит «ужастиками», и напротив большинства из них на специализированных сайтах значатся отнюдь не самые высокие оценки. Он же совместно с постоянным соавтором Эрнестом Риера написал сценарий, а оператор-дебютант Марк Силк постарался воплотить историю в жизнь: учитывая специфику, это было очень даже непросто. Большая часть действия происходит под водой, и, несмотря на то что это вполне оправдано тематикой, заставить зрителя почти полтора часа наблюдать за чьим-то чересчур экстремальным дайвингом непросто. Синеватая тьма в качестве основного фона быстро начинает «напрягать», поэтому героиня Блейк Лавли в «Отмели» страдала и мучилась в основном на поверхности. У сестер из «Синей бездны» такой возможности нет: нужно было правильно выбирать разновидность экстремальных развлечений.

Главные роли достались весьма блеклым сериальным особам: Мэнди Мур изображает из себя Лизу (ту, что поскучнее), Клер Холт — Кейт (ту, что без особых моральных принципов). Сестрицы проводят совместный отпуск в Мексике — зануду на днях бросил эфемерный возлюбленный по имени Стюарт, и близкая родственница всеми силами желает помочь ей развеяться. Когда обычные увеселения вроде ночных попоек и натужного флирта с мужчинами, похожими на манекены, не помогают, Кейт предлагает спуститься в клетке под воду и поглядеть на больших и зубастых акул. Организаторы развлечения обнаруживаются мгновенно: авторы сценария любую противозаконную фигню объясняют словами «это же Мексика». Наверняка если бы Лиза возжелала разогнать грусть с помощью охоты на людей, то недостатка в специалистах, способных помочь в данном начинании не испытала бы — это же Мексика. Но перед нами хорошие, пусть и несколько развязные, девушки, а потому рисковать они предпочитают все-таки собственными молодыми жизнями. Зритель на старте «Синей бездны» преимущественно зевает: ему заранее известно, что тросик порвется и клетка плавно шмякнется на дно, а историю про неуживчивого Стюарта слишком увлекательной не назовешь. Но вот лодка выходит в море, а лебедка начинает гудеть — и становится немного интереснее. 

Робертсу не откажешь в умении воссоздать на экране условия для массовой эмпатии. Когда одна сестра отправляется в мрачные морские глубины, оставляя другую в полном неведении, становится действительно не по себе. Однако следовать постановщик предпочитает отнюдь не по неведомым дорожкам, используя любой подходящий шаблон — кроме, пожалуй, самого главного. Ту часть публики, которая любит, чтобы акулы как следует позавтракали человечиной, ждет некоторое разочарование: дураков массово лезть в воду тут все-таки нет, да и в целом персонажей по пальцам пересчитать можно. Полноценным «акульим триллером» фильм не назовешь: морские хищницы в нем становятся лишь одним из препятствий на пути к вожделенной поверхности — правда, это одно из самых пугающих препятствий. Но во всем прочем Робертс все так же последовательно непоследователен: кислород в баллонах главных героинь «заканчивается» каждые 15 минут, потеряться в морских глубинах просто, но и найтись — не проблема, а памятку начинающего дайвера здесь постоянно выдают за священный текст, который принято талдычить без остановки. Необходимость жестко экономить кислород — это еще не повод для того, чтобы отказаться от душещипательных бесед на тему «Кого из нас больше любит мамочка». Зато и непреодолимых преград, по большому счету, нет.

Постановщик осознанно выбирает единство места, времени и действия — не ждите, что время от времени камера будет выныривать, чтобы показать озабоченные лица храбрых мужчин, занятых спасением прекрасных дев из подводного заточения. Толку от сильного пола в «Синей бездне» вообще немного: стодолларовые купюры они кладут в карман гораздо профессиональнее, чем исправляют собственные ошибки. Океан в этом фильме выполняет роль космоса — того самого, где «никто не услышит твой крик». Решительность Кейт и рассудительность Лизы смешиваются в целебное средство для их собственной психики — на дне морском она быстро становится общей. Вести из верхнего мира приходят нечасто и скромными порциями: конечно, капитан жалкого кораблика неизбежно становится неким божеством, которое способно дать совет, продлить жизнь, но всегда остается подозрение, что там, наверху, уже давно никого нет. Робертсу, впрочем, не очень хочется играть на религиозных чувствах, зато он не отказывает себе в большой сюжетной шалости ближе к финальным титрам. Эту загадку, конечно, многие раскусят гораздо раньше, чем задумывалось, но зато она помогает картине сделать именно то, к чему так стремятся его героини. В конце концов, глоток воздуха в таких обстоятельствах никому не помешает. 

«Синяя бездна» стоила дешевле, чем «Отмель». По некоторым данным, картину вообще не планировали выпускать в широкий прокат. Одумались вовремя — триллер уже сделал достойную кассу в США, так что международные сборы станут не спасением, как это часто бывает, а приятным дополнительным доходом. Удачно прикинувшись жанровым кино, лента Робертса не разочаровывает зрителя, когда он понимает, что нашел не совсем то, что искал. И хотя самим героиням долгое время никоим образом не хочется сопереживать — настолько они обыкновенные — а остальные персонажи вообще представляют собой не самые удачные интерьерные находки, проект берет свое. Почти беспрерывное действие не позволяет отвлечься от главного, а демонстрируя выживание, создатели «Бездны» соблюдают самый важный принцип: не тратить силы на разного рода сопроводительную мишуру. Несколько десятков лет еще одной важной характеристикой была бы реалистичность акул, но в наши дни злобные морские твари даже в откровенном трэше выглядят прилично. И пока двуногие проявляют достаточно тупости, чтобы оказываться на этом этаже подводного царства, в них будет жив первобытный страх перед большими, белыми и зубастыми. И значит — жанр рано отпевать.