Фото: Законодательное собрание Амурской областиФото: Законодательное собрание Амурской области

«Мусорная реформа» может поднять тариф на 40 процентов

Как отметил глава Заксобрания Камчатского края Валерий Раенко, абсолютно для всех регионов России актуальны проблемы ликвидации экологического ущерба и сбора отходов. И главные сложности, с которыми сталкиваются местные власти, это отсутствие необходимых технологий для раздельного сбора и переработки отходов, а также недостаток финансов.

— Вопрос обращения с отходами имеет серьезное влияние на нормальное развитие региона и самочувствие наших жителей. К сожалению, к этой проблеме многие годы относились как к второстепенной. В итоге мы имеем массу неразрешенных проблем, начиная с пробелов в законодательстве, — пояснил глава камчатского парламента. — Регионы в основном высокодотационные, и в одиночку им решить проблемы ликвидации накопившегося экологического ущерба практически невозможно.

Камчатские народные избранники предложили Федерации помочь субъектам. Выход Валерий Раенко видит либо в расширении перечня субъектов России, включенных в приоритетный проект «Чистая страна», либо разработке отдельной федеральной целевой программы в сфере обращения с отходами, в которой предусмотрят строительство полигонов, мусороперерабатывающих комплексов, а также мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда.

«Мусорная реформа» должна убрать несанкционированные свалки.

Между тем в стране уже идет подготовка к «мусорной реформе». Услуги по сбору и вывозу отходов в регионах планируется сосредоточить в руках единого оператора. В Амурской области, как отметила председатель комитета по социальным вопросам Ирина Киевская, разработан основной документ — территориальная схема обращения с отходами, а также готовится региональная программа. Решается вопрос по выбору регионального оператора. Однако ряд регионов, которые уже заключили договоры с единым оператором, столкнулись с тем, что тарифы на вывоз мусора сразу выросли в среднем на 40%.

— Это очень большая сумма, — прокомментировала депутат. — Если сегодня на этом рынке работают предприятия, которые пользуются упрощенной системой налогообложения, то у единого оператора денежные потоки будут очень большие, и он будет работать с НДС. Это 18 процентов к тарифу. Плюс плата за негативное воздействие на окружающую среду. Это тоже входит в тариф и дает рост от 20 до 23%. Выход есть. Во-первых, освободить население от уплаты НДС. И второе — дифференцировать и отодвинуть по времени плату за загрязнение среды. Тогда это не так скажется на населении и позволит на этот рынок зайти бизнесу, чтобы спокойно работать. Эти изменения надо вносить на федеральном уровне.

Участники заседания решили объединить все поступившие предложения и направить их в Госдуму и Правительство РФ. «Надеемся, что нас услышат», — добавил Валерий Раенко.

Недропользователям упростят работу с отходами

Магаданская область обратила внимание на проблему отходов, сформировавшихся в процессе добычи полезных ископаемых. Сейчас, для того чтобы заняться извлечением полезных элементов из уже отработанных пород, нужно пройти такие же этапы оформления разрешений, как и для разработки месторождений: провести геолого-разведочные работы, подсчитать и утвердить запасы.

По оценкам специалистов, в отходах может быть заключено до 30% и более запасов полезных ископаемых первичного месторождения. И многие предприятия готовы заняться извлечением полезных компонентов без госэкспертизы запасов и геологоразведки. Парламентарии Магаданской области предложили внести изменения в федеральный закон «О недрах» и упростить процедуру извлечения полезных ископаемых из отходов добычи.

3

дня работали парламентарии из 22 регионов страны в Амурской области. Помимо участия в рабочем заседании, гости осмотрели космодром Восточный, а также побывали в Хэйхэ, где прошла встреча с китайскими коллегами

Участники встречи поддержали инициативу и решили направить свои предложения в Госдуму и Правительство РФ. Поправки позволят предоставлять недропользователям отходы добычи без проведения конкурсных процедур на основании решения специальной комиссии. Как отметили специалисты, отказ от проведения аукционов при лицензировании повысит инвестиционную привлекательность объектов. Кроме того, предлагается внести изменения, которые дадут право заниматься добычей россыпного золота индивидуальным предпринимателям.

Как подчеркнули парламентарии, все озвученные вопросы важны не только для отдельно взятых регионов, но и для развития страны в целом. «Те проблемы, которые мы не можем решить в одиночку, два десятка регионов смогут донести и в Правительство РФ, и в Госдуму, и в Совет Федерации», — заметил глава камчатского Заксобрания Валерий Раенко.

На лечение редких заболеваний не хватает денег

Парламентарии также решили попросить Правительство РФ взять на себя расходы по обеспечению лекарствами и специальным питанием жителей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Как отметили собравшиеся, стоимость лечения одного такого пациента может доходить до 29 миллионов рублей. Некоторые субъекты с трудом, но справляются с этими расходами, но большинству такая финансовая нагрузка не по силам. Это ущемляет людей, страдающих орфанными заболеваниями, которые в итоге не получают положенные им лекарства в полной мере. Для решения проблемы требуется серьезная поддержка федерального бюджета.

— Этот вопрос стоит еще с 2012 года, Законодательные собрания различных регионов пытаются внести его в Госдуму и Правительство РФ, но поддержки пока не находят. И в том числе получила отказ и инициатива Амурской области, — прокомментировал спикер парламента Приамурья Константин Дьяконов.

Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится очередная законодательная инициатива, которая предлагает закрепить за федеральным правительством полномочия по обеспечению лекарствами этой категории больных. Члены двух парламентских ассоциаций одобрили ее и решили направить обращение спикеру Государственной думы Вячеславу Володину с просьбой ускорить рассмотрение этого вопроса. «Сегодня сразу 22 региона поддержали этот закон, поэтому, я надеюсь, он будет реализован в Госдуме», — добавил Константин Дьяконов.

Материнский капитал нужен

Разговор о распределении материнского капитала начался с выдержек из писем двух амурчанок. Одна из женщин пожаловалась, что не может устроить 1,5‑годовалого ребенка в государственный детский сад, а начальник требует выходить на работу. «Есть возможность устроить ребенка в частный детский сад, но услуга очень дорогая. И в этом случае я не смогу воспользоваться для оплаты частью материнского капитала», — обратилась амурчанка. Вторая история связана с тем, что женщина также не может оплатить детский сад для малыша, так как ему еще нет трех лет.

Как отметила председатель социального комитета областного парламента Ирина Киевская, это только два примера из нескольких десятков подобных обращений в Заксобрание. «И эти вопросы актуальны для всех субъектов», — добавила она.

Сейчас закон позволяет потратить часть маткапитала на дошкольное обучение в государственных, муниципальных и частных организациях. Но родители, чьи дети ходят в детские сады, открытые индивидуальными предпринимателями, такой возможности лишены. Кроме того, нельзя воспользоваться материнским капиталом до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. Главы парламентов согласились, что у всех семей должны быть равные возможности. Депутаты предлагают разрешить оплачивать из маткапитала все варианты дошкольного и дополнительного образования и услуги по присмотру за детьми, а также позволить использовать средства на эти цели до достижения ребенком трех лет.

МНЕНИЕ

Виктор Новожилов, председатель парламентской ассоциации «Северо-Запада России», спикер Архангельского областного собрания:

— Когда обращение поддерживают более 20 субъектов, оно становится гораздо весомее для депутатов Госдумы, они относятся к нему более внимательно. Мы рассмотрели ряд вопросов, которые актуальны как для Северо-Западного округа, так и для Дальнего Востока. 

Сергей Луговской, глава ассоциации «Дальнего Востока и Забайкалья», спикер думы Хабаровского края:

— Несмотря на то что территориально мы находимся в разных концах нашей необъятной страны, все поднятые вопросы — общие для нас и возникают во всех регионах. Собравшиеся 22 субъекта — это почти четверть регионов РФ, и сегодня мы выражаем консолидированное мнение, вносим общие предложения по совершенствованию федерального законодательства: и в сфере недропользования, обращения с твердыми бытовыми отходами, по орфанным заболеваниям и также по более частным вопросам. Практически все вопросы, которые находятся в поле зрения субъектов, здесь были обсуждены, получили поддержку и направление в Госдуму.