Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №15 (29110) от 17 апреля 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 апреля 2024,
четверг

Маленькая дорога в большую жизнь: в Свободном из пятиклашек растят министров-железнодорожников

Общество

За спиной этого предприятия — непростой путь длиной в 77 лет. И именно здесь дают дорогу будущим машинистам, проводникам, сигналистам, дежурным по станциям. Отстроенная еще в военные годы, пережившая разруху и угрозу закрытия, свободненская детская железная дорога не прервала жизненный маршрут. Ежегодно здесь проходят практику больше тысячи детей — кадровый резерв РЖД. Как из ребят растят больших людей и как школьница помогла получить полмиллиарда на продолжение истории этого коллектива — узнала АП. Накануне Дня железнодорожника, который отметят в России в воскресенье, 6 августа,  мы побывали на станциях, где важным делом заправляют малыши и подростки.

Все по-настоящему

Юбчонку для этой проводницы пришлось ушивать. Железнодорожница Маша Литвинцева носит всего лишь 32-й размер. Однако ответственности девчушке не занимать. По команде 12-летней проводницы — желтому флажку из последнего окна вагона — машинист отправит состав. «Уважаемые пассажиры, предъявите билеты!» — чеканит старший брат рыжеволосой школьницы Дима Литвинцев, проходя по вагону. Взрослые улыбаются, сверстники серьезного ревизора смотрят на него с восхищением.

— А вон наш брат Рома, он сигналист, — машут ребята в окошко такому же конопатому железнодорожнику, встречающему поезд.

Из радиоприемника на перроне детский голос предупреждает: «Будьте осторожны, на первый путь прибывает поезд!». За пультом на дежурной станции — 9-классница Алина Зайченко. Отвлекаться на интервью ей некогда. За компьютером она переводит маневровые стрелки, чтобы пропустить состав.

— Я обеспечиваю безопасный маршрут. Ответственность большая — в моих руках судьбы всех пассажиров, — серьезно объясняет она.

Алина и ее сверстники за дежурным пультом не могут позволить себе выучить урок даже на четверку. «Одна ошибка — и с рельсов сойдет состав!» — предупреждают их взрослые инструкторы, которые постоянно контролируют работу маленьких коллег. За долгие годы на свободненской детской железной дороге не случилось ни одного ЧП. Поезда ни разу не вышли со станций с опозданием, несмотря на раннюю отправку первого рейса.

25

детских железных дорог функционирует в России. Свободненская — самая длинная. Ее протяженность 10,5 километра

— Я в шесть утра встаю, чтобы приехать вовремя! — говорит Влад Яковлев, променявший каникулы на ответственный труд.

«Дети так добросовестно подходят к работе! Ребята всегда опрятные, в отглаженных рубашках, причесанные, — с гордостью за воспитанников рассказывает инструктор Галина Шелестюк. Все, от пятиклашек до подростков, помнят наставление, которые каждый день говорят на планерке: «Вы — лицо железной дороги!»

Даже самые маленькие помогают при высадке пассажирам с детьми и предотвращают возможные теракты. «Недавно во втором вагоне проводник и ревизор обнаружили подозрительный пакет», — рассказывает Галина Шелесюк. Тревога была учебной, но экзамен школьники прошли. Пассажиры благодарны за эталонный труд детей и честны с маленькими сотрудниками. На детской железной дороге никогда не ловили «зайцев».

Спасение для селян

Колея на малой дороге почти в два раза уже обычной. Малогабаритные поезда здесь кажутся «легковушками» по сравнению с массивными составами. Но, несмотря на юный возраст персонала, тут выполняют взрослую работу. В смене сразу 50 ребят.

— У нас не игрушечная дорога, как думают многие. Все как на большой железной дороге. Дети ведут поездную документацию, принимают и отправляют настоящие поезда, — рассказывают инструкторы.

На детской дороге предусмотрен даже карьерный рост. Только спустя 4 года обучения ответственный школьник может стать помощником машиниста. Вести состав ребенку не доверят, но быть на соседнем кресле с опытным рулевым — большая честь, о которой мечтают даже девчонки.

Право стать юным железнодорожником получают ребята с 5-го класса, которым доступно обучение на профильном факультативе. А летом на практику в Свободный съезжаются школьники со станций Белогорск, Завитая, Бурея, Ушумун, Шимановск, Сковородино, Уруша и Магдагачи.

Детская железная дорога работает три летних месяца в году, выполняя роль пригородного сообщения. Маленький поезд собирает пассажиров из трех поселков. В самый дальний из них, Бардагон, уже больше десятилетия не ходит автобус. Детский учебный состав для селян — временное спасение.

— Это серьезная проблема. В Бардагоне нет магазинов и аптеки. Продукты нам нужно покупать в районном центре, а до Свободного 10 километров. Такси в одну сторону стоит 300—400 рублей. Фельдшер из другого поселка ходит к нам каждый день пешком несколько километров! — рассказывает жительница поселка, пенсионерка Лидия Нигматулина.

Уже пять лет на детской дороге не поднимают цену на билеты: 50 рублей берут за взрослый, 25 — за детский. Провозят и животных — по детской цене. При этом маленькое предприятие не окупает себя даже на 10 процентов. «Мы делаем вложение в будущее! Статистика показывает: 47 % ребят, прошедших школу юного железнодорожника, выбирает институты путей сообщения и профильные техникумы», — приводит данные директор дороги Елена Юрьевна.

Дорога с великой историей

В этом году свободненской детской железной дороге 77 лет. Стройка предприятия стартовала еще в 1939 году, но отсчет ведут с 1940-го. В военные годы малая дорога обеспечивала фронт провиантом, углем и стройматериалами, а в мирное время стала ковать будущие кадры для РЖД. «У нас учился бывший замминистра путей сообщения РФ Эдуард Поддавашкин», — показывают фото знаменитого ученика в музее. В небольшой комнате хранят память о важных вехах истории амурской детской железной дороги.

4,6

тысячи пассажиров перевезла Свободненская детская железная дорога за июнь 2017 года. В выходные за сутки на маленьком локомотиве путешествуют не менее 700 человек

— В прошлом году  приезжала сестра Георгия Зенина, который 16-летним мальчишкой работал на нашей дороге в войну. Во время хода паровоза провалилась колосниковая решетка печи, куда подавался уголь. И Георгий, чтобы не останавливать состав, надел брезентовый костюм, облился водой, руками разгреб угли и вставил решетку на место! Если бы не его самоотверженность, на сутки встали бы стройки, а совхозы остались без еды! — показывает инструктор Татьяна Калугина фото героя, подаренное музею его родственницей.

Здесь же с любовью вспоминают о подвиге нашей современницы. В 2003 году, когда на станции «Юность»  упал старый потолок, а персонал в дожди ведрами вычерпывал воду с пола, школьница Кристина Вдовенко на слете в Москве осмелилась попросить первого президента РЖД Якунина о помощи. Финансирование пришло, правда спустя почти десятилетие. В 2012-м в реконструкцию дороги вложили больше полумиллиарда.

— Деревянные шпалы заменили на железобетонные, отстроили новый перрон, прислали новые локомотивы. Для детей возвели двухэтажный гостиничный комплекс! — рассказывает директор Свободненской детской железной дороги Елена Марковская.

В наши дни практику здесь ежегодно проходят 1 300 ребят. А когда семидневная смена заканчивается, юные работники прощаются со слезами.

 

Детская дорога служит пригородным сообщением: жители поселков Подгорный, Советский и Бардагон добираются маленьким поездом в районный центр.

 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурские школьники освоили профессии проводника и диспетчера на детской железной дороге в СвободномАмурские школьники освоили профессии проводника и диспетчера на детской железной дороге в Свободном
Строительство нового здания вокзала возобновилось на Свободненской детской железной дорогеСтроительство нового здания вокзала возобновилось на Свободненской детской железной дороге
Новый вокзал построят на Свободненской детской железной дороге
«Юбилейный сезон открыт!»: Детская железная дорога в Свободном начала работу с новым именем
Свободненской детской железной дороге дали имя первого министра путей сообщения РФ
От проводника до начальника поезда:Свободненская детская железная дорога обучила 50 тысяч школьников
Тренажер машиниста локомотива появился на Свободненской детской железной дороге
Свободненская детская железная дорога завтра откроет новый сезон
Летом в Приамурье более тысячи детей поработают проводниками и стрелочниками
РЖД потратят 71 миллион рублей на развитие детской железной дороги в Свободном
Детская железная дорога Свободного подвела итоги работы

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
В Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителяОбщество
Одиннадцать некоммерческих организаций Приамурья получат субсидии на проекты по оздоровлениюОбщество
Строители завершили установку буронабивных свай для нового путепровода в СерышевеЭкономика
Житель Магдагачинского района выплатит штраф за незаконную вырубку березПроисшествия
Амурские синоптики предупредили о сильных дождях и подъёме уровня воды в реках из-за серии циклоновОбщество
Свыше 50 миллионов рублей потратят на реставрацию бани в Тынде к 50-летнему юбилею БАМаОбщество

Читать все новости

Общество

В Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителяВ Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителя
Одиннадцать некоммерческих организаций Приамурья получат субсидии на проекты по оздоровлению
Амурские синоптики предупредили о сильных дождях и подъёме уровня воды в реках из-за серии циклонов
Свыше 50 миллионов рублей потратят на реставрацию бани в Тынде к 50-летнему юбилею БАМа
На ремонт памятников амурчанам-участникам Великой Отечественной войны направят 50 миллионов рублей
Система Orphus