Долгострой, сменивший по дороге множество участников, включая режиссера Кэри Фукунагу, вышел в свет через 27 лет после предыдущей, телевизионной экранизации романа. Все сразу же обратили внимание, что в городке Дерри, который становится центром ужасных событий в «Оно», эти самые события тоже происходят раз в 27 лет. Мускетти, известный в первую очередь как постановщик очень и очень спорного ужастика «Мама», оказался щедрым на реверансы — новый фильм постоянно обращается не только к литературному первоисточнику, но и к детищу Томми Ли Уоллеса, которое совмещало в себе успехи с неудачами, но так или иначе стало своего рода ориентиром для тех, кто щепетильно относится к переносам кинговских историй на пленку. Новому «Оно», понятное дело, нельзя было быть хуже: но и резкие уходы в сторону, и упрощение а-ля недавняя «Темная башня», и излишние прогибы под требования публики сыграли бы против проекта. Создатели картины пошли единственно верным путем, прекрасно понимая, что при всей своей кажущейся кинематографичности роман представляет собой довольно громоздкое, полное деталей и прыжков во времени и обратно повествование, путешествие по которому отнюдь не является легкой прогулкой. Более того, как и многие произведения человека, к которому прилепили титул «короля ужасов», оно на самом деле посвящено куда более реальным плохим вещам, нежели инопланетные клоуны-убийцы, живущие в канализации.

«Оно» — это одно из двух детищ Кинга, в которых наиболее ярко проявляется его собственная тоска по детским годам. Второе, «Тело», успешно экранизировано Робом Райнером под названием «Останься со мной». И в том, и в другом очень много говорится о том, что дружба в юном возрасте — вообще самое прекрасное, что может случиться с человеком, еще не отягощенным социальными барьерами и приобретенными предрассудками. А взрослые, как ни прискорбно, если уж не являются причиной всех бед, то чаще всего стараются их игнорировать. Мускетти перенес это на экран с потрясающим знанием дела: в изображенном им Дерри те, кому вроде бы положено заступаться за маленьких, существуют лишь для антуража. Город явно лихорадит, помимо череды похищений детей в нём процветают подростковая преступность и расизм, но разобраться с этим некому, кроме Клуба неудачников, в который объединил семерых школьников, отличающихся от всех остальных самым банальным образом: чернокожий, еврей, заика, толстяк, очкарик, астматик и девочка с плохой репутацией. Все они видят то, чего другие не замечают: и вступать в битву с маниакальным клоуном, способным на самые мерзкие фокусы, приходится в самых неподходящих для этого обстоятельствах, отбиваясь от жестоких сверстников и не находя ни малейшей поддержки в тетях и дядях, замкнувшихся на собственных переживаниях. Еще один банальный мотив о том, что победить можно только вместе, «Оно» тянет до самых финальных титров.

Так и выходит, что публике представили самое настоящее подростковое кино (в хорошем смысле), завуалировав его всеми этими штампами 18+, трейлерными пугалками и режиссерскими переживаниями вслух о том, что у него получилось слишком уж кровавое «Оно». На деле же Мускетти ограничивается лишь одной по-настоящему жёсткой сценой в завязке картины — правда, снимает ее на грани, вызывая у зрителя весьма смешанные чувства. Сюжет включает в себя ещё пару-тройку подобных резких поворотов, но они выглядят гораздо менее беспощадными и блекнут на фоне «нереальных» событий. Потустороннюю сторону этой истории постановщик подает со вкусом, не стесняясь обращаться к разным жанрам и разбрасывать «пасхалки». В центре этого безобразия высится танцующий клоун Пеннивайз, без преувеличения великолепно исполненный Биллом Скарсгардом — персонаж из предыдущей экранизации безнадежно проигрывает ему во всем. Пытаясь не разочаровать публику, настроившуюся на хоррор, «Оно» жонглирует скримерами и отвратительными монстрами, зло, примерившее клоунскую маску, то и дело демонстрирует полную острых зубов пасть, но все это познается в сравнении. Работа же Скарсгарда безупречна: он воплощает на экране абсолютное безумие, маниакальное стремление к цели и полнейшее отсутствие милосердия. Это то самое мифическое (и даже хтоническое) существо, питающееся страхом своих жертв: и если сам Кинг еще пытался придать Пеннивайзу тень благообразия, позволяющего вступать в контакт с детьми, то здесь мы наблюдаем магнетизм совсем иного рода. Кролик перед удавом.

Оставалось лишь осуществить верный подбор актеров на роль Неудачников — и здесь создателям «Оно» удалось добиться несомненных успехов. Зажигать семь звёзд одновременно никто не планировал, в любой компании кто-то остаётся в тени. Вперёд в данном случае выходят Беверли Марш в исполнении 15-летней Софиа Лиллис и Ричи Тозиер, которого сыграл Финн Вулфард. С последним и вовсе забавная история: совсем недавно он прославился ролью в телевизионном проекте «Очень странные дела», который, помимо всего прочего, постоянно цитировал то самое литературное «Оно». Сыгранный актером очкарик Ричи вызывает острое желание перечитать книгу и сравнить, какой из персонажей, экранный или текстовый, чаще заставляет тебя смеяться. Герой, который считает, что «трындеть» — это его основной талант, раз за разом вызывает в зале неуместный, казалось бы, для фильма ужасов хохот. Остается лишь в очередной раз вспомнить, что смех в инструментарии Стивена Кинга почти всегда находится на той же полочке, что и страх, и в большинстве его произведений есть герой, специализирующийся на шуточках. Преимущественно таких, что в приличном обществе озвучивать не принято. Благодаря этому Мускетти с успехом проходит даже самые скучные уровни доставшегося ему сценария. И несмотря на все заявления о том, как важно было не обидеть автора романа и его поклонников, обращается с давней историей достаточно смело, чтобы вписать в нее и собственное имя. В конце концов, полагает режиссер, для вас не составит слишком большого труда прочитать книгу, с которой все началось.

Сюжет мечется от веселья к дрожи, пытаясь обозначить отношения Неудачников и с окружающим миром, и с параллельной реальностью, и друг с другом. Мускетти не жалеет топлива, чтобы распалить костер — и поэтому концовка, которую трудно назвать неожиданной в привычном смысле этого слова, по большому счёту не имеет особого значения. Всем понятно, что цирк уехал, а клоун остался; тем, кто читал книгу, очевидно, что во второй части герои вернутся взрослыми — и от этого, честно говоря, заранее грустно. Хорошие сборы картины абсолютно оправданы: «Оно» почти не переходит разумных границ там, где это постоянно делают другие представители жанра, включая вышеупомянутую «Маму», снятую самим аргентинским постановщиком. При этом проект позволяет зрителю совершить то самое увлекательное путешествие по волнам чужой памяти, которыми так славится легендарный американский писатель. Фильму удается совершить пресловутую магию, которая затягивает наблюдателя в ускоряющийся водоворот: что бы там ни было в финале, сам аттракцион заслуживает всяческих благодарностей. Создателям сериала «Мгла» и экранизации «Темной башни» есть, чему поучиться. А сцена, в которой Ричи отбирает у музыканта духовой инструмент во время традиционного американского парада, вообще достойна помещения в какой-нибудь виртуальный Зал славы. Но лучше посмотрите на это сами.

Возрастная категория материалов: 18+