Исторический экскурс

«Впервые идея о необходимости железной дороги севернее Байкала зародилась еще в 19-м веке перед строительством Транссиба, — начала рассказ главный архивист отдела использования архивных документов Ольга Сорокоумова. — В 1921 году Владимир Ленин подписал декрет о проведении первой товарообменной экспедиции и колымского рейса. В этом декрете ставился вопрос об освоении северных окраин Восточной Сибири».

В тяжелых и опасных 1932—1937 годах в Сибири и на Дальнем Востоке проводились изыскания отдельных железнодорожных линий и участков будущей трассы БАМ. Полученные данные позволили составить точные географические карты, изучить геологию, гидрографию, климат, особенности строительства в условиях вечной мерзлоты. И в конечном счете —  определить направление Байкало-Амурской магистрали.

БАМ помог в Сталинградской битве

В 1937 году ЦК ВКПб и Совет народных комиссаров СССР приняли решение приступить к работам по всей трассе. В эти годы строительством железной дороги занимались в основном заключенные. Сколько человеческих жизней было положено… 

Уже в 1940 году было открыто движение поездов на линии Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — 353 км. И в основном закончено сооружение линии БАМ – Тында протяженностью  178 км. Великая Отечественная война остановила дальнейшую работу над этим грандиозным проектом.

Построенная ранее одноколейная железнодорожная линия БАМ — Тында в 1942 году была разобрана, а рельсы отправили в Поволжье для строительства железной дороги в районе Сталинграда. Там железная дорога была нужнее…

Молодежный подвиг

В 1967 году в СССР приняли решение возобновить изыскательные работы по новому варианту трассы. После чего несколько десятилетий строительство БАМа являлось важнейшей для государства задачей и местом для настоящих трудовых подвигов.

С 1972 года вновь началось строительство железнодорожной линии БАМ — Тында. Учитывая важное  значение магистрали, сложность и огромные масштабы стройки, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в июле 1974 года приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которую нужно было построить за десять лет.

В 1974-м БАМ объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Ежегодно до 20 тысяч комсомольцев со всего Советского Союза участвовали в строительстве. Многие просились на стройку добровольцами.

В амурском архиве сохранились трогательные письма от молодых людей с просьбой отправить на стройку века. Так, Лидия Плотникова писала: «Мне 19 лет. Я хочу строить магистраль. Давно об этом мечтаю, но боюсь, что вы мне откажете. Потому что у меня нет никаких строительных профессий». Будущие строители приезжали на БАМ из разных республик. Так, в 1982 году в организациях «ГлавБАМстроя» работало 69 процентов русских, 15,8 — украинцев, 3,5 процента — белорусов.

Строители БАМа принимали клятву: «По зову сердца, по велению комсомольского долга прибыл на выполнение ответственного задания коммунистической партии. Я, с чувством гордости за нашу прекрасную Родину вступая в дружную трудовую семью великой стройки, даю торжественную клятву с достоинством нести высокое имя и честь молодого строителя БАМа!»

Почтить память всех строителей

Перед собравшимися в архиве выступил Николай Неведомский —автор памятник строителям БАМа, который в прошлом году открыли на станции Бамовская в Сковородинском районе. Он рассказал, что при создании памятника постарался помнить всех.

— Первыми в амурскую тайгу покоряли военные, потом заключенные, а уже спустя много лет приехали и студенты. Я решил, что память должна остаться обо всех, — отметил Николай Алексеевич. — Экспозиция состоит из нескольких элементов. С одной стороны на тачке на постаменте лежит берет заключенного — они же строили, с другой — фуражка работника НКВД. Также лежат пачка «Беломора» и коробка спичек. Сзади в тачке находится инструмент — кирка, рядом висит каска бамовца.

За несколько десятилетий на БАме построено:

8 тоннелей

142 моста

Более 200 железнодорожных станций и разъездов

4 основных локомотивных депо

Свыше 60 городов и поселков

Возрастная категория материалов: 18+