Фото: Архив АПФото: Архив АП

Сегодня невозможны любые сделки с участками, где четко не определены границы: такую землю (дом, дачу, гараж) нельзя ни продать, ни подарить. 

Реестр вам в руки!

Раньше земельные участки учитывались в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), а сведения о зданиях собирали в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними (ЕГРН).  В результате такой разобщенности появлялись неучтенные объекты недвижимости. Созданием с января этого года Единого реестра недвижимости государство привязало все строения к земле, на которой они находятся. Вот только привязка не всегда точная и люди страдают из‑за большого количества кадастровых ошибок.

Земельный участок ДВОКУ зарегистрирован в Росреестре таким образом, что одна из его границ на межевом плане «наехала» не только на муниципальную дорогу Благовещенска, но и на частные гаражи. На местности граница участка идет ровно — откуда в плане появилась загогулина, непонятно. «Возможно, когда сверху делали аэрофотосъемку, границу участка военного училища определили по тени. Иного объяснения этому нет», — высказали предположение кадастровые инженеры. А в результате человек не может определить границы и зарегистрировать право собственности на свой участок: гараж его, а стоит он на земле военного ведомства.

Мимо земли

Прежде чем оформить границы участка, надо их согласовать с землепользователями. Раньше это правило соблюдалось не всегда. Межевание и определение границ заказывали сами собственники в частных компаниях. И порой кадастровые инженеры составляли межевой план, даже не выезжая на местность. Особенно этим грешили в начале нулевых.

— У меня были такие дела. Я спрашивала: как же вы определили границу участка, если видели, что сосед там редиску сажает? Почему же у него не спросили и не согласовали? — задается вопросом судья. — Иногда соседи границы своих участков смещали умышленно, потому что владельцам первого дома площадь земли учли неправильно. И все решили: лучше координаты привязать к первому участку и не морочиться. В итоге у последнего собственника земли по факту вообще не остается, потому что дальше идут поля или дорога. Это как раз та ситуация, где крайнему не достанется ничего! Поэтому, чем скорее люди уточнят границы участка, тем легче будет исправить кадастровые ошибки, если они есть. Как говорится, продай штаны, но оформи землю.

И обязательно составляйте с кадастровым инженером договор, советуют в суде. Специалисты могут ошибаться. Если действия кадастрового инженера повлекут кому‑то причинение вреда, то с него потом можно будет взыскать вред. Раньше такой ответственности у кадастрового инженера не было.

«Что же я купил?!»

Встречаются просто абсурдные иски. Гражданин несколько лет назад купил в районе Плодопитомника земельный участок, а сейчас найти его не может. И требует суд обязать администрацию показать, где его участок. Причем такой иск предъявляет человек, который даже не живет в Благовещенске.

Использование земли в РФ сейчас является платным. И те, кто еще не оформил земельный участок под домом, дачей или гаражом, но им пользуется, должен вносить за него плату. Не надейтесь «отсидеться» — вас вычислят и взыщут плату. Механизм взысканий судами отработан.

Есть и другая категория споров из разряда «давно это было». Лет 10—15 назад на столбах у дорог можно было увидеть много объявлений: «Продаю земельный участок по Игнатьевскому шоссе, километр такой‑то…» Приехали, посмотрели: территория огорожена забором, домик стоит — ударили по рукам. Продавец написал расписку, что получил за земельный участок 100 тысяч рублей, и покупатель остался в полной уверенности, что земля теперь его. Не его!

— Раньше действовало законодательство, по которому сделку купли-продажи необходимо было регистрировать и, кроме того, регистрировать переход права собственности от одного владельца к другому. Если сделка не была зарегистрирована, то никакие права на эту землю у покупателя не возникли, — пояснила Наталья Дмитриевна. — Расписка — это даже не договор. Из нее не видно, какой конкретно ты участок купил. Ясно только, что ты отдал деньги, а кто‑то их получил. И когда люди идут в суд с такой вот распиской (могут приобщить еще фотографии участка, какой‑то план местности), они не докажут свое право собственности на землю.

«Тетя Маша, земля не ваша»

Хорошо, если вы купили земельный участок у собственника — предыдущий владелец оформил свое право, которое было зарегистрировано раньше в Едином кадастре недвижимости. В таком случае у тех, кто владеет участком уже 18 лет и более, есть возможность оформить свое право собственности на землю в силу приобретательской давности. И то придется идти в суд. А если первый владелец не оформлял право на землю, что тогда?

— Тогда земля как была, так и остается в собственности государства. И человеку придется приобретать «свой» земельный участок снова — только в порядке, установленном законодательством. Ведь расписка о том, что вы купили этот участок, ничего не значит, — констатируют судьи.

В начале девяностых был еще непродолжительный период, когда выдавали свидетельства о праве на пожизненное наследуемое владение землей. И вот представьте: гражданин, у которого есть такой участок, берет и продает его. Некоторые даже договор о купле-продаже составляли — разве что для душевного спокойствия, ведь его никогда бы официально не зарегистрировали. Сегодня те, кто когда‑то купил землю у «пожизненных наследников», пытаются признать право собственности в силу такого договора.

— И они ничего не получают! Потому что при свидетельстве о праве на пожизненное наследуемое владение собственником земли оставалось государство, — объяснила Наталья Дмитриевна. — Потом законодательство изменилось — гражданам предоставили право приобрести земельные участки в собственность бесплатно. Но опять‑таки: если ты свою волю на это не выразил — значит земля так и осталась государственной, ты не собственник и продать участок не вправе. А человек, купивший такую землю, — пострадавший.

Почему возвращают иски

Дела по земле очень сложные, со многим числом людей, которые вовлечены в конфликт, и многими неизвестными. Причем многие не понимают, из‑за чего они не могут решить вопрос, почему иски возвращают. Со стороны им кажется, что судья — бюрократ.

— Представители, которые действуют от имени пострадавших, не понимают до конца механизма решения земельной проблемы. Если ты заявляешь суду о том, что есть кадастровая ошибка, то должен предложить способ ее исправления, — объясняет Наталья Бережнова. — Нужно составить межевой план. Да, это хлопотно, но от этого никуда не деться.

Когда люди идут в суд с распиской о получении денег за участок, они не докажут свое право собственности на землю. 

Решить земельную проблему можно и без суда. Алгоритм действий такой: приглашается кадастровый инженер, он делает замеры и отмечает, что имеются пересечения границ участков. Составляется единый межевой план, и по обоюдному заявлению граждан в управлении Росреестра производят кадастровый учет изменений границ первого участка. Главное, чтобы люди договорились. Но на практике получается, что гаражи рядом, а сосед соседа не знает — фамилию, адрес, где его можно найти. Захлопываем двери и друг друга не видим.

— Иногда владелец смежного участка просто упрямо отказывается идти навстречу соседу: не мои проблемы! Тут надо четко сформулировать: если вопрос можно было решить без суда и пострадавший докажет, что этот суд состоялся только из‑за того, что сосед не согласовал межевой план, то судебные издержки будет платить ответчик. И такие прецеденты есть, — подытожила судья.

Докажи, что забор старше 15 лет

— Зачастую, вместо того чтобы устранить реестровую ошибку — составить полюбовно межевой план, пойти и уточнить границы участка, люди пытаются забрать себе часть соседского участка. К счастью, в законодательстве есть такое положение: если по документам, имеющимся на момент спора, нельзя определить первоначальное состояние границ участка, нужно принимать во внимание разграничительные объекты (заборы в том числе), которые существовали на местности 15 лет и более, — обнадежила судья Бережнова. — Но это надо еще доказать в суде. Поэтому мы всем говорим: оформляйте свои права на землю своевременно. Если садовым участкам уже лет сорок, где найти свидетелей, которые подтвердят, что забор стоит уже четыре десятка лет? Чем докажешь? А результаты инвентаризации, которые хранятся в администрации и на которые иногда ссылаются кадастровые инженеры, это не правоустанавливающие документы.

Суд как минута славы

«Для некоторых суд — это минута славы. У нас есть споры за 50 сантиметров земли! — удивила Наталья Бережнова. — Соседи судятся годами и тратят гораздо больше денег, чем стоит сама земля. А проигравшие еще и вынуждены компенсировать судебные расходы. Спрашиваешь — какой в этом смысл? Отвечают: «Дело принципа». Вот такой у нас принципиальный народ».

Возрастная категория материалов: 18+