Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

О должности

— Василий Александрович, уезжая в Москву на работу в «Сибур», вы вряд ли думали, что через год вернетесь жить и работать в Благовещенск. И свои карьерные перспективы, я думаю, вряд ли связывали с Амурской областью. Но вернулись и сказали, что скучали и рады. По прошествии года вы не считаете, что это шаг назад?  

— Ни в коем случае. Я искренне считаю, что Амурская область — перспективый регион. Тысячу раз это говорил, не буду повторяться. Перед отъездом я говорил, что все равно вернусь назад — вопрос только, когда и в каком статусе.  Я это прессе озвучивал. Тем не менее после переезда в Москву я продал почти все имущество, собирался жить там длительный период — но получилось достаточно коротко. Но я не жалею.

Раньше у вас была другая жизнь: спокойная работа, путешествия, выходные с семьей, общение с друзьями. А сейчас: такая ответственность, отпуска год нет, с выходными тяжело. Ради чего все это?

— Такие философские вопросы вы задаете (улыбается). Вообще все мы для чего-то живем. И большая сложность ответить на этот вопрос так сразу, не подготовившись — да и, если подготовиться, получится не очень искренне. На этот вопрос у меня ответа нет. Интересная работа. Образ жизни поменялся кардинально. Отпуск сейчас — это абсолютно фантастическая вещь. Мне сложно планировать планы даже на неделю. Очень часто приходится летать, постоянно возникают очень важные моменты, которые надо решать в Москве. Например, отопительный сезон очень непростой. Я вам честно скажу: когда я зимой летал в Москву по работе, то старался не отъезжать от аэропорта на расстояние дальше двух часов. Потому что в любой момент могла возникнуть ситуация, ради которой надо было мчаться в аэропорт и лететь домой. 

— А казалось, что отопительный сезон мы мягко прошли. 

— Прошли мягко. Это результат серьёзной работы правительства, министерства ЖКХ, местных органов власти. Но ЖКХ настолько изношено — до 85 процентов сетей — что не позволяет расслабиться и относиться к этому спустя рукава. Поэтому мы уже сейчас начали подготовку к будущему отопительному сезону. 

О команде 

Срок губернаторства — пять лет. Какой из периодов, как вам кажется, самый трудный. Начало, когда пришлось вживаться в эту роль, нащупывать какие-то шаги, определять стратегию или сейчас, когда приходится пахать? Или финал, когда придётся отсчитываться? 

— Первый год. Потому что приходится формировать команду. У нас был большой отток специалистов по уважительным причинам: сначала часть команды уехала на Сахалин вслед за Олегом Николаевичем Кожемяко. Хорошие специалисты. Потом за Александром Александровичем Козловым. Поэтому вакансий в правительстве достаточно много. Вообще чиновники уровня министра и замминистра — это штучный товар. И, честно скажу, большой очереди даже не высшие должности у нас нет. Плюс ещё мы предъявляем свои требования: говорим об электронном тестировании на старте, заставляем книги читать — не всем это нравится.

Тем не менее за год мы команду сформировали процентов на 80. Почему на 80 — потому что есть ряд людей, которых, на мой взгляд, было бы правильно переместить на других позиции. Но замены им нет. Ищем специалистов из других регионов. Это один сложный вопрос — командоформирование. 

— Что для вас является определяющим при выборе человека в свою команду? Лучше вредного профессионала или менее опытного, но лояльного человека, которого можно со временем обучить?

— Здесь однозначного рецепта нет. Команда — это живой организм, меняется постоянно. Нужно грамотно определить каждому правильное место. Есть люди, которые сразу попадают в точку, таких специалистов у нас много. Характер — это очень важно. У меня жесткое требование к подчиненным исключить негативное общение. Тем более нецензурное, а такое бывало, честно говоря, раньше. Эмоциональный интеллект, эмпатия — это очень важные для коллектива вещи, которые позволяют решать самые сложные задачи. Есть такая классическая задача в теории управлении персоналом: если у вас полезный специалист, который выполняет 80 процентов работы, но имеет самый скверный характер и его ненавидит весь коллектив — что с ним делать? Правильный ответ: убирать, несмотря на его эффективность. Потому что он вредит, уничтожает и выжигает весь коллектив.

Что вы себе в плюс в этом году записали? Какие важные решения? 

— В первый год работы мы столкнулись, извините за фразу, со скелетами в шкафу. Это некие темы, которые передались по наследству. Они объективно не могли быть решены или решались не так, как нам бы хотелось. Достаточно много таких проблем: в медицине, ЖКХ. Проблемы есть и были всегда. Какие-то мы решим. Но какие-то я своему последователю, так сказать, тоже передам. Это жизнь: мы одни проблемы решаем, другие появляются. 

Мы очень хорошо отработали с федеральным центром по привлечению дополнительных средств — плюс 5 миллиардов бюджетных трансфертов. Планировали 10 миллиардов, а получили 15. У нас очень хорошая кассовая дисциплина. Мы вошли в топ-10 регионов и нас наградили за хорошую бюджетную, налоговую политику — дали бонус в 760 миллионов. И мы даже немного перестарались: потому что сейчас, когда езжу в Москву и прошу деньги, мне говорят: «Так у вас и так все хорошо, перевыполнение кассового плана 127 процентов! Решайте проблемы самостоятельно». Приходится эту позицию менять, проговаривать. Очень непростая работа. 

Второе — мы очень много времени и усилий посвятили национальным проектам. В ближайшие 6 лет мы получим 35 миллиардов рублей. Причём больше 6 миллиардов — в ближайшие три года. То есть денег мы, извините за слэнг, притащили много на решение очень важных моментов. Мы участвуем в 11 нацпроектах. 

Ещё одно очень важное мероприятие — мы смогли добиться выделения финансирования строительства автодорожного моста через Зею в Благовещенске. На 2021 год в федеральном бюджете стоит сумма порядка 4,5 миллиарда рублей. Договорились, что такая же сумма будет добавлена на 2022 год. Но, чтобы начать строительство, мы должны завершить подготовительные работы. Нам нужно сформировать и выкупить земельные участки, чтобы передать их застройщику. Мы выделили из областного бюджета 300 миллионов рублей, работы должны завершиться к середине осени. 

И мы актуализировали проектную документацию 2014 года. Стоимость моста за эти годы выросла с 16 до почти 20 миллиардов — это вместе с подъездами к мосту. Потенциально мы готовы объявить конкурс в этом году, а в середине следующего года получить подрядчика. Если это получится, то у нас есть договорённость с Росавтодором о том, что они готовы финансировать проект с 2020 года. И мы сможем развернуть стройку. Но это пока планы — это макрозадача. Такие мосты строятся 3—4 года. Когда люди спрашивают, когда будет мост: если все пойдёт по установленной схеме финансирования с 2021 года, то построим в 2024—2025 годах. Если удастся сдвинуть, то на год раньше. 

О комфорте жителей 

— Вы много путешествовали? Сколько стран объехали? 

— Да, много, не считал, сколько. Но всю Юго-Восточную Азию точно объездил. 

— Что вам запомнилось? Самые необыкновенные впечатления от какой страны? 

— Культура в ряде стран действительно потрясающая. Например, в Японии. Такое чувство, что попадаешь на другую планету. Но я говорю об уровне культуры людей — не об убранстве, урбанистике, машинах, асфальте. Как люди себя ведут друг с другом. Это, конечно, потрясает. Нам есть, чему поучиться. 

Комфортная городская среда — это очень важно. Я постоянно слежу за опытом других городов, стараюсь что-то перенять. Москва в этом плане, конечно, прекрасный пример. В этом году мы дали Благовещенску деньги на программу подсветки исторических зданий и малых архитектурных сооружений. Чтобы не просто светящиеся деревья из Китая привозили. Причём это стоит небольших денег: как оборудование, так и обслуживание. За этой темой я лично слежу. И такая работа нужна не только в Благовещенске. 

О книгах и самообразовании 

— У вас много книг в кабинете, книжные полки появились в самом правительстве. Продолжаете учиться и заставляете учиться своих подчиненных?

— Образование и самообразование — это непрерывный процесс. И мы подбираем в команду тех людей, которые это понимают и следуют этим принципам. Люди должны читать, получать новую информацию и развиваться. 

Я очень люблю читать, причем разную литературу: специализированную по управлению, историческую и художественную. Но, честно скажу, такие книги, которые я перечитываю дважды, попадаются очень редко. Из последнего могу порекомендовать Михаилы Зыгаря «Империя должна умереть». Дважды перечитывал, очень интересная и хорошо структурированная историческая книга. Основывается на прессе тех времен, дневниках, мемуарах очевидцев — на фактах. Хорошая книга для чтения и для того, чтобы подумать над тем, к чему может привести неосторожное управление государством. «Финансиста»  Драйзера с удовольствием прочитал. Если честно, сейчас больше перешел на аудиокниги. 

О графике

— Сколько длится ваш рабочий день? 

— 12 часов, с 8 утра до 8 вечера. 

— Когда приходите домой, что вы делаете?  

— Когда семья дома, стараюсь уделить внимание младшей дочери. Но ей год, она порой укладывается раньше, чем я прихожу. 

 — За год ваш характер изменился? 

— Характер у меня точно не изменился. Жёсткости да, стало больше. Не все вопросы можно решить с улыбкой. Иногда приходится «рычать» на починенных — и мне это очень не нравится.  

 — На старте вашего губернаторства вы сказали, что очень хотели бы работать на этой должности так, чтобы ваш дед — уважаемый человек, ректор БГПУ Василий Михайлович Ступников — гордился бы вами. Год прошёл — вам не стыдно? 

— Пока не стыдно. Посмотрим по результатам. Здесь же люди оценивают — очень сложно себя самому оценить. Но удовлетворить всех нельзя. Со всеми проблемами мы точно не справимся — потому что есть проблемы, которые  объективно нельзя решить или очень сложно это сделать. Если вы помните, когда я шёл не выборы, я ничего не обещал — я говорил, что буду работать честно. И постараюсь сделать максимум, чтобы люди не плевали мне в спину. 

Полная версия интервью

Возрастная категория материалов: 18+