Кадр из к/ф «Кубанские казаки»Кадр из к/ф «Кубанские казаки»

Жизнь Марины Ладыниной по сей день окутана некой тайной. Рано покинув киноиндустрию, она вела очень скромный образ жизни, общаясь лишь с избранными. Одним из них стал амурчанин Александр Федоров, который не раз был в гостях у знаменитой актрисы в Москве — в необычном доме, построенном Сталиным специально для элиты науки и культуры. Из первых уст благовещенец узнал о малоизвестных моментах ее биографии и поделился ими с «Амурской правдой».

Звезда мирового уровня

Признаюсь, до подготовки этого материала для меня, человека, рожденного в 80-е годы прошлого века, красивая актриса была лишь лицом на кадрах, которые я мимолетно видела в детстве. И только постепенно, слово за словом, передо мной вырос масштаб личности, с которой я родилась на одной земле.

— Марина Ладынина и ее роли были эталоном для наших бабушек и дедушек, это поколение, которое жило до войны и помнит довоенную жизнь. Ее самые громкие фильмы выходили до войны — «Трактористы», «Свинарка и пастух», затем в военные — «В шесть часов вечера после войны», послевоенные годы — «Кубанские казаки» и другие. В 1940–1950 годы она была мегапопулярной, в 60-е она уже не снималась, но этот шлейф славы тянулся за ней. Сам я узнал о ней сначала из открыток с актерами, которые хранились в моей семье, а потом уже из фильмов, — рассказывает Александр Федоров, который лично познакомился с актрисой в 1996 году. На тот момент она уже более 30 лет не снималась в кино и вела тихий образ жизни, допуская в свой круг очень небольшое количество людей.  

Фото: Владимир Воропаев

 — Тогда это было несложно — достать номер телефона и позвонить. Помогла мне в этом королева романса Изабелла Юрьева, она была моей близкой подругой. Я позвонил Марине Ладыниной, будучи в Москве. Слова «я из Благовещенска» были пропуском в ее жизнь, она очень ценила земляков. Приезжая в столицу, я бывал у нее в гостях, мы много общались. Мы вели переписку, все ее письма сохранились, много своих фотографий она подарила мне, некоторые снимки уникальны. Тогда она уже была очень одиноким человеком. Как говорил Александр Вертинский: «Актер — бог, а боги всегда одиноки», — делится воспоминаниями амурчанин.

Фото: Владимир Воропаев

До преклонных лет, вспоминает Александр, Ладынина выглядела очень молодо, долго не старели руки, за которыми она тщательно ухаживала. Она прекрасно плавала и уже в пожилом возрасте ходила в бассейн. Никаких пластических операций не делала. Была очень интеллигентным и образованным человеком, мудрой женщиной, которая хорошо разбиралась в людях.  

Четыре года в Благовещенске

Марина Ладынина родилась 24 июня 1908 года в Благовещенске. Кстати, этот факт уже указывается в интернет-источниках, но как один из вариантов места рождения будущей актрисы. «По старому стилю, это же было до революции, это было 11 июня. Так она всю жизнь и принимала поздравления 13 дней подряд», — улыбается Александр Федоров.

Родители будущей знаменитости не дальневосточники. Отец Алексей Дмитриевич Ладынин, крестьянин с тремя классами образования, попал в Благовещенск во время службы и здесь, в госпитале, познакомился с будущей женой Марией Наумовной, которая работала санитаркой. Они поженились, и через год на свет появилась их старшая дочь — Марина. Всего в семье было четверо детей. На Дальнем Востоке Марина прожила первые четыре года жизни, а затем, в 1912 году, родители перебрались на родину отца — в село Назарово Красноярского края. Здесь девочка окончила школу и начала работать сельской учительницей, познала на себе все тяготы деревенской жизни:  носила коромысло с ведрами, ухаживала за скотом.

Этот населенный пункт и считается родиной будущей звезды. Впрочем, для этого постарались сами назаровцы — в селе установлен единственный в стране памятник актрисе и организован фестиваль ее имени.

 Марину Ладынину всегда сравнивали с Любовью Орловой, она не любила это сравнение. В последнем интервью актриса много рассказывала о коллеге и ее отношениях с режиссером Александровым, назвав Орлову «потрясающей личностью».

У девушки были яркие актерские способности, она пошла в провинциальный театр в городе Ачинске Красноярского края. Встреча с московским актером привела ее к мысли о том, что нужно ехать в столицу учиться. Она поступила в ГИТИС. Уже со второго курса ее заметил легендарный режиссер Константин Станиславский и пригласил в первый театр страны МХАТ. Это был любимый театр Сталина. Станиславский, реформатор театра, отмечал Ладынину как особо одаренную. Учась в институте, она получала повышенную стипендию. В письмах Станиславский, когда он уже болел и не появлялся в театре, спрашивал: «Как там Ладынина? В ней я вижу будущее нашего театра».

Любовь разрушила карьеру в театре

— У нее началась прекрасная карьера в главном театре страны. Она была очень красивая, подвижная, все, что нужно для актера — нервность, заразительность, была очень пластичная, музыкальная. У нее был очень хороший голос. Ее очень любил Исаак Дунаевский, занимался с ней. Потом случилась такая история: она была на приеме в итальянском посольстве и познакомилась там с итальянцем, влюбилась в него. За ней началась слежка, она об этом не знала. Год встречалась с ним, потом ее вызвали в НКВД и потребовали, чтобы она на него делала доносы. Она отказалась. И тогда ей сказали, что карьера в театре закрыта, она была вынуждена уйти из МХАТа. Два года штопала рваные вещи, стирала белье, чтобы просто прокормиться, — продолжает рассказ о жизни актрисы Александр Федоров.

Потом в гостях произошла случайная встреча с режиссером Иваном Пырьевым. Вспыхнула взаимная любовь. Он ушел ради Ладыниной от жены, она уходит от своего первого мужа и становится музой Пырьева. Он снимает ее в каждой картине, начиная с фильма «Богатая невеста», эти фильмы имели ошеломительный успех.

«Марина Ладынина — обладательница пяти сталинских премий. Это абсолютный рекорд для женщины в нашей стране. У Орловой и Раневской — по две. О ней ходила такая шутка: «Одиннадцать лауреатов в одной постели». Она смеялась и говорила: «Это мы с Иваном». У Пырьева было шесть премий. Он, по сути, ее спас: Ладынину могли арестовать, репрессировать, посадить за связь с иностранцем. Это 1937—1938 годы, сами понимаете. Они прожили вместе 23 года, и она не снималась у других режиссеров. После разрыва с мужем ушла из кино навсегда», — продолжаем мы разговор о судьбе актрисы.

— В кино диапазон ролей был огромный: свинарка, трактористка, певица, председатель колхоза. Она так вживалась в роль, что люди ей верили. Но очень хотела играть классику, переживала, что играет все время в фуфайках и резиновых сапогах. Но она настолько была убедительна, что народ ее боготворил. Марина Ладынина была по-настоящему народной актрисой. В жизни она не была простым человеком, быть может, сама среда — Москва, МХАТ, Станиславский — сформировала эту интеллигентность в ней, — говорит Александр Федоров.

Благовещенск не белое пятно в биографии 

— То, что Ладынина родилась в Благовещенске, — неоспоримый факт, и те, кто пытается это оспорить, делают это, скорее всего, из-за своей неосведомленности. Она сама не раз озвучивала это, у меня есть автограф звезды: «Моим землякам-амурцам с любовью Марина Ладынина». Я лично видел ее паспорт. Кроме того, официальные данные актеров размещены на портале «Киносозвездие» — это сведения из отделов кадров. И там черным по белому написано, что место рождения Марины Ладыниной — Благовещенск. Она дважды была в Благовещенске с гастролями — в 1955 и 1957 годах. Жила по три дня в гостинице «Амур» и купалась в одноименной реке, — говорит Александр Федоров.

«Амурская правда» с помощью работников областного архива нашла подтверждение этих фактов — в своей же газете. В те годы страницы отдавали под передовые сводки с полей и ферм, однако нашлась и маленькая заметка о концертах в сентябре 1955 года, где Марина Ладынина со сцены Дома офицеров Советской армии также подтверждает свое место рождения.

— Поклонники ее обожали — она собирала стадионы. Объездила всю страну по нескольку раз, причем давала концерты и после того, как перестала сниматься в кино. Первая со сцены стала читать стихи Ахматовой, Цветаевой, Хайяма, Бернса. У нее были восхитительный голос и идеальный слух. На встречах с поклонниками она много пела, — рассказывает Александр Федоров.

По его словам, она часто вспоминала эти поездки потом, помнила здания Благовещенска и пограничную реку. На Дальний Восток она вернулась еще раз – в 1983 году, в 75 лет, когда приезжала с гастролями в Хабаровск.

История гастролей в одной книге

Фото: Владимир Воропаев

— На самом деле, у нас очень богатая история! Сейчас мы занимаемся восстановлением Вознесенского кладбища. Боже, какие люди у нас жили! Имена, известные на всю страну, — Александр Еремич, имя из всех учебников медицины, создатель внутривенной анестезии, он лечил царскую семью, приехал сюда из Санкт-Петербурга во время голода, работал главным врачом и хирургом городской больницы Благовещенска, сохранилась операционная, где он оперировал. Народный артист СССР Олег Стриженов родился в Благовещенске, здесь жила советская оперная певица Вера Давыдова. Знаменитый режиссер Виталий Мельников родился у нас, это человек-легенда, он снял более 30 фильмов и живет сейчас в Санкт-Петербурге. Этим нужно гордиться. Может, меньше людей будет уезжать отсюда. Сейчас я заканчиваю книгу, в которой собрал материал обо всех гастролях в Амурской области с 1941 года по 2001 год, за 60 лет. Это гастроли не только актеров, но и ансамблей, коллективов, певцов, исполнителей, музыкантов. Например, Любовь Орлова была в Белогорске в 1960 году с концертом по линии Советской армии.

Наина Ельцина сыграла роль в судьбе  

Фото: mosprogulka.ru

Когда Марина Ладынина была женой знаменитого режиссера, у нее было все: личный «мерседес» с водителем, огромная пятикомнатная квартира в знаменитом 33-этажном доме на Котельнической набережной, в котором жили лауреаты сталинских премий. Это такие звезды, как Галина Уланова, Людмила Зыкина, Фаина Раневская и другие. К слову, Ладынина рассказывала, что мало жила в Москве: приезжала с гастролей, разбирала чемодан, стирала, собирала и снова уезжала — настолько она была востребована.

Когда актриса разошлась с Пырьевым, ей досталась маленькая двухкомнатная квартира, темная, без ремонта, самой ценной вещью в ней был рояль. Очень помогала ей Наина Ельцина — Ладынина была ее любимой актрисой, и ей она оказывала особое внимание. На три месяца в году первая леди устраивала ее в правительственный санаторий на лечение, все лето Ладынина проводила там. Жена президента подарила ей большой холодильник. Два раза в год бывала у нее в гостях — 8 Марта и в день рождения.

— Мне рассказывали, что всегда с приездом Наины Иосифовны в доме на набережной был большой переполох. Сначала забегала охрана, всех выгоняли и все проверяли, а только потом заходила сама госпожа Ельцина. В 90-е все самые великие актеры были брошены и забыты. Последние десять лет жизни Ладыниной — это был такой хаос в стране. Тогда кинопроцесс практически остановился. К моменту смерти в 2003 году Ладынина была окончательно забыта, и Наина Ельцина попросила мужа, чтобы любимая актриса была похоронена на Новодевичьем кладбище. Ее похоронили на самом элитном участке рядом с Улановой, Моисеевым, Никулиным — лежат в одном ряду. Это заслуга Наины Ельциной, которая помогала и при жизни, и не оставила ее после смерти, — рассказывает Александр Федоров.

— Ладынина — величина огромного масштаба, получившая международное признание. Фильм «Свинарка и пастух» — это первый советский мюзикл. Сколько их было потом? Их были сотни. Этот фильм выдвигался на получение «Оскара» в Голливуде, но начало войны помешало этому случиться, — удивляет Александр Федоров. — Она первая актриса, которая представляла Россию на Каннском фестивале — на первом, он проводился в 1946 году. Это был первый выезд советских актеров за рубеж. Она много раз была на Венецианском фестивале. Странно, что это не интересно властям… Валерий Приемыхов интересен, а Ладынина — нет.

Тайна имени

«Амурская правда» направила в архив запрос, чтобы журналист сам поработал с метрическими книгами, но сделать это пока невозможно из-за ограничений в работе в связи с пандемией.

— На самом деле имя Ладыниной — Мария, — удивляет меня Александр Федоров. — Но для сцены Марина было более звучным. Мало того, она скрывала свой возраст, поэтому данные о годе рождения тоже разнятся. Не исключаю, что она родилась раньше 1908 года.

Кстати, в последнем интервью она сама себя зовет «Машка» — так обращались к ней и Пырьев, и актеры-коллеги на сьемках. «Амурская правда» направила запрос в областной архив с просьбой помочь разыскать данные о факте рождения в Благовещенске актрисы с мировым именем. Отыскать запись в метрических книгах благовещенских церквей оказалось не просто. Специалисты архива не смогли найти данные в книгах за 1905—1908 годы, которые пролистали вручную.

— В архиве могла не сохраниться нужная книга. Метрические книги поступили в архив не в полном составе. Эти книги очень объемные. Искать по дате рождения смысла нет, так  как запись делалась в день крещения. Тексты рукописные, и зачастую разобрать почерк тоже нелегко. Мало того, велась сначала черновая книга, затем данные переписывались в основную. Единственное, что удалось отыскать специалисту Нине Васильевне Цитриной (а она работает с метрическими книгами много лет), — это запись за 1 июня 1905 года. Дата рождения — 25 мая, совпадает имя ребенка — Мария, имя отца — Алексей Ладыгин. Причем буква «г» как будто исправлена… Отчество отца и имя матери не совпадают. Найденная запись начинается с информации об отце «Крестьянин Вятской губернии», —говорит главный архивист Госархива Амурской области Ирина Попова.

Уникальный снимок, сделанный во время визита Марины Ладыниной в Благовещенск в 1957 году. Девушки на курсах культпросветработников жили в гостинице «Амур» и встретили там актрису. Снимок из личного архива Валентины Андреевны Москалевой, жившей в селе Ромны в 1936–2019 годах. Фото предоставила Наталья Становкина, она ведет краеведческую страницу: @romny.kraeved в Instagram.

Не хотела признавать свой возраст 

О том, почему Марина Ладынина так несправедливо распорядилась своим талантом, много версий. Какая из них верная, не знает никто. Актриса не озвучивала причины своего решения никому, на тему Ивана Пырьева было наложено табу. Александр Федоров считает, что она была очень ранена предательством мужа и высказывает свою версию ухода из кино.

«Я уверен, что причина не в том, что Пырьев якобы запрещал ее снимать. На момент развода он был директором Мосфильма и действительно решал судьбы актеров. Многим сломал судьбы, а кому-то очень помог. Людмилу Гурченко он случайно увидел в коридоре Мосфильма, тогда шли пробы на фильм «Карнавальная ночь», и он сказал:  «Попробуйте эту актрису». И ее взяли. В разрыве с Ладыниной была супружеская неверность, муж изменил с 19-летней актрисой, плюс у нее был творческий кризис — 50 лет, она уже не могла играть роли молодых героинь. Возрастные роли Ладынина никогда не хотела играть, думаю, это и было причиной такого решения. Муж оставил ее в том возрасте, когда ей была нужна поддержка, от нее ушли роли, и тут этот удар. После ухода она играла в Театре-студии киноактера, служила в нем 50 лет. В 1954 году последний раз снялась, в 1965-м мелькнула в одном фильме, и все, 40 лет — ничего. Ее приглашали сниматься режиссеры, но она отказывалась. Ее звали на главную роль в фильм «И жизнь, и слезы, и любовь». Когда Ладынина увидела этот фильм, она пожалела, что отказалась от роли. Со сцены она не уходила, можно сказать, до последнего. Сергей Новожилов ее приглашал в 2001 году на 60-летие фильма «Свинарка и пастух». За полтора года до смерти она выходила на сцену со своим партнером, своим большим другом Владимиром Зельдиным и пела знаменитую песню «Мы с тобой подружились в Москве».

У актрисы не сложились теплые отношения с единственным сыном Андреем — он работал режиссером и во время развода принял решение поддержать отца. У Ладыниной есть внук — тезка ее супруга, именно ему она завещала свою квартиру.

В пользу того, что Ладынина боялась играть старух, говорит и тот факт, что при очень скромных доходах она подала документы на получение пенсии только в 75 лет. «Она категорически не принимала свой возраст, и когда ей о нем напоминали, была в ярости», — говорит Александр Федоров.

Ивана Пырьева не стало в 1968 году, Марина Ладынина пережила его на 35 лет. В некоторых источниках пишут, что на его похоронах, отвечая на вопрос журналистов о бывшей любви, она обронила, что и сейчас любит его. Личная жизнь после Пырьева зачахла. Не сложились и отношения с единственным сыном Андреем — он был уже взрослым, работал режиссером и во время развода принял решение остаться с отцом, который много мог дать ему в плане карьеры. У Ладыниной есть внук — тезка ее супруга, именно ему она завещала свою квартиру.

«Внук очень гордится своей бабушкой сейчас. Но о ней точно можно сказать — она прожила свою жизнь для искусства. Не для себя», — говорит Александр Федоров.

Музей в одной квартире

Фото: Владимир Воропаев

«Трудно объяснить, как это пришло в мою жизнь. Мне повезло: с кем-то из известных людей дружил, с кем-то общался, кому-то из великих просто пожал руку — и это тоже немало. Сам удивляюсь, вроде не так много живу на свете, но застал ту эпоху, которая сегодня осталась только в фильмах и книгах», — говорит психотерапевт и краевед Александр Федоров. На мое удивление его профессией тут же реагирует: «Медицина очень близка к искусству, а психотерапия — тем более. Ты общаешься с такими полярными людьми — у тебя может быть на приеме и сантехник, и академик, и артист драмы и балета, нужно говорить с ними на одном языке. И подходы в психотерапии тоже основаны на знании искусства. Главный инструмент психотерапии — это личность врача, и психотерапевт должен быть личностью», — говорит Александр Федоров.

Его квартира — настоящий музей. Автографы, картины, фотографии и подарки от известных людей. С любовью сохраненные памятные и уникальные вещи создают атмосферу золотого века в искусстве нашей страны. С многочисленных фотографий смотрят известные всему миру лица.  

Фото: Владимир Воропаев

— Я общался с актрисами Кларой Лучко, Лидией Смирновой, тесно общался с такими легендами, как Людмила Иванова, Татьяна Конюхова и другими актерами. В основном дружил с певцами и певицами. Это Изабелла Юрьева, Алла Баянова — она была моей ближайшей подругой, — те люди, имена которых когда-то гремели и сегодня многим ничего не скажут. У меня в гостях бывали многие артисты, в том числе и с фестиваля «Амурская осень». С Федором Чеханковым дружил — это артист театра и кино. Часто отмечали вместе дни рождения, у нас они рядом. В областном музее зимой работала выставка «Наследие эпох» — там были представлены уникальные вещи из моей коллекции, она собиралась более 20 лет. Это картины художников-передвижников XIX века, которые известны всей стране, редкие рукописи и автографы Федора Шаляпина, Александра Вертинского, Анны Павловой, Анны Ахматовой, Веры Комиссаржевской, Корнея Чуковского, Фаины Раневской, Джины Лоллобриджиды и других. Надеемся организовать осенью вторую выставку, на которой планирую выставить и личные вещи знаменитостей.

Возрастная категория материалов: 18+