Фото: Администрация Селемджинского районаФото: Администрация Селемджинского района

Фото: Ирина Васюкова. Амурский центр ГЗ и ПБ. 

«На улицах воняло солярой»

В 11 утра сигнал о загрязнении реки уже поступил в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора. Приехавшие специалисты взяли пробы воды. Однако сомнений в том, что Селемджа действительно загрязнена, у экспертов не было: нефтепродукты и взвешенные вещества были видны невооруженным глазом.

Официально специалисты не говорят, какой конкретно нефтепродукт попал в Селемджу. Жители Экимчана предполагают, что, судя по всему, это была соляра. Очевидцы рассказывают: запах от пятна на реке стоял такой, что «на улицах воняло солярой».

— Все жители чувствовали этот запах. Его не перепутаешь ни с чем — это не ванилином пахнет, не клубникой. И было понятно, что это не бензин. Пятна были на реке маслянистые, радужные, — анонимно поделился тревожными наблюдениями один из жителей поселка, оказавшегося в центре экологической ЧС. — Мы привыкли к чистым горным рекам, издалека сюда ехали на рыбалку, а когда рыба поплыла мертвая, это, я считаю, катастрофа.  

Глава Экимчана Лариса Климова сокрушается: без последствий для местной природы вся эта ситуация не обойдется. Ущерб экологии, несомненно, нанесен. «Пусть сейчас и не сразу, но мы его весь увидим. Хорошо, что сейчас еще дожди пошли, вода стала подниматься за счет ручьев. И водичка в реке стала посветлее. А вот всю прошлую неделю стояла жара, и это масло превращалось на берегах в неприятную пленку. А ведь у нас тут птички речные», — переживает Лариса Анатольевна. Под удар попали и другие обитатели как прибрежных зон, так и самой реки.

Расчет ущерба, причиненного реке и почве, Росприроднадзор сделает позже. Пока в ежедневном режиме ведомство ведет мониторинг: начиная с 28 июля, были взяты 44 пробы воды и проведены два исследования почвы.

Боновые заграждения сдержали нефтепродукты

Свою работу выполняют и приехавшие в выходные в Экимчан спасатели Амурского центра ГЗ и ПБ. Они установили на реке 140 метров боновых заграждений, чтобы сдержать распространение нефтепродуктов вниз по течению. Селемджа впадает в Зею, и пятно удалось вовремя остановить, не допустив его попадания в крупнейшую реку бассейна Амура.

2 августа, в первый день работы на Селемдже, спасатели провели разведку на местности: замерили на нескольких участках течение, определили места для бонов. Первые 100 метров заграждения установили в районе лодочной стоянки. На следующий день протяженность бонов увеличили, пришлось из-за подъема воды переместить их ниже на 50 метров. Для этого спасатели на мелководье в устье установили временные точки крепления. Работы осложнило сильное течение.

В населенных пунктах, расположенных ниже по течению реки Селемджи, нет водозаборов. Воду местные жители берут из скважин на территории населенных пунктов. Поэтому здесь возможность загрязнения питьевой воды отсутствует, пояснили в ГУ МЧС России по Амурской области.

Приехали в Экимчан и специалисты областного управления МЧС. Они отслеживают ситуацию на реке с помощью квадрокоптера. Он уже помог определить размер пятна, скопившегося в заливе реки, — пленка затянула 2,5 километра. Заодно беспилотник заметил остатки нефтепродуктов в 11 километрах ниже по течению. Но там пленка минимальная, успокоили в администрации Селемджинского района. И в любом случае, этот участок в заводи с остаточным содержанием нефтепродуктов также закрыли боновыми заграждениями. Проведенные анализы показывают: на Селемдже уже есть положительная динамика уменьшения ПДК по нефтепродуктам, поделились данными в пресс-службе амурского управления МЧС. На всем маршруте от точки разлива до края пятна организовали работу наблюдательных постов. 

— Паники в селе нет, специалисты приехали, работают, выясняют причину. Все идет в рабочем режиме. Если бы власти бездействовали, это бы, конечно, вызвало беспокойство, а так мы видим поддержку со стороны района и области, помощь к нам пришла, — говорит Лариса Климова.

Копают в поисках источника

Загрязненная нефтепродуктами вода просочилась в Селемджу из отстойника с технологической водой, созданного в результате деятельности золотодобытчиков. «В этом котловане скапливается технологическая вода, загрязненная. По стандартной схеме разработки месторождений эти отстойники как раз для этого и делают. Вода потом просачивается через тело дамбы и за счет этого фильтруется. И попадает дальше в водный объект более или менее очищенная. Но в этом случае дамба оказалась плохой, видимо, там был проран — грубо говоря, дыра в дамбе. И вот оттуда все и начало вытекать», — объяснил старший помощник благовещенского природоохранного прокурора Игорь Кислов.

«Мы не знаем, что ищем: проржавевшая это емкость или просто сливали «отработку» в свое время и она скопилась в грунте и пошла оттуда. В любом случае, мы это найдем», — говорит глава района. Фото: 28.mchs.gov.ru

Но что интересно, сам отстойник — не источник загрязнения нефтепродуктами. В котловане они лишь скопились, а вот откуда попали туда — большой вопрос. Сейчас в поисках этого источника который день землю поблизости роют вдоль и поперек. Но поиски пока не увенчались успехом. Обнаружили, правда, в траншеях грунтовые воды с нефтяной пленкой и остановили сток этих вод в Селемджу. «Когда копали, мы нашли на глубине 8 метров брошенную «отработку». Но она бы не дала такое количество нефтепродуктов. Поэтому ищем дальше», — рассказал глава Селемджинского района Мухамед Беков.

«Пока не понятно, откуда текут нефтепродукты. Да, у нас тут загадка века», — разводит руками глава Экимчана Лариса Климова.  

Траншеи остановили сток в Селемджу

Одновременно с поиском источника шла работа по остановке стока грязных вод из котлована в реку и утилизации пятна. На место происшествия из Свободного приехали специалисты Центра ликвидации разлива нефтепродуктов. Они доставили 200 килограммов сорбента, привезли и емкости для его хранения — в них он попадает после использования. Сорбент активно используют на участке между технологической дамбой и рекой, в траншее, куда попадает вытекающая грязная вода.

— Изначально мы прорыли 180 метров в длину, до 20 метров в глубину и 10 в ширину, где-то и больше, — рассказал Мухамед Беков. — Вода с содержанием нефтепродукта собирается в эту траншею. И сорбентами локализуют, они впитывают эти вещества, а дальше утилизация. Сброс в речку мы прекратили. Но так как источник загрязнения не найден, продолжаем копать. На сегодняшний день прорыли уже больше 250 метров. Одну траншею зарыли, другую разрыли. Ниже сделали дополнительный мини-отстойник. И отвели ручей. Продолжаем искать. Потому что даже если прекратится течь, кто даст гарантии, что в следующем году этого не повторится. Климат у нас меняется. Мало ли что. У нас вот стояла 2 недели жара, и грунтовые воды начали оттаивать.

Склад ГСМ не виновен в загрязнении  

Среди жителей Селемджинского района поползли слухи о том, что виновником загрязнения стал склад ГСМ, принадлежащий местному предпринимателю. База для заправки техники находится вблизи от реки, и селемджинцы подумали, что именно склад и стал источником загрязнения. Но эту версию опровергают и глава района, и глава поселка, и даже природоохранная прокуратура. «Да, есть предприятие на Селемдже, у них есть склад ГСМ. В первый же день, кода случилось загрязнение, мы туда поехали и проверили — там утечек нигде нет, — заверил Мухамед Беков. — Это точная информация, потому что проверяла все комиссия, в том числе сотрудники полиции, Росприроднадзор, представители МЧС и других структур». «Нет, действительно не оттуда течет. Я сама там была, там все сухо», — заверила Лариса Климова.

Между тем выяснилось, что участок, где сейчас ищут источник загрязнения, тоже находится в ведении предпринимателя с такой же фамилией. Как объяснила глава Экимчана, этот бизнесмен — сын владельца склада ГСМ. У фирмы ООО «ВВП» есть лицензия на разработку месторождения золота, уточнил Игорь Кислов. «Источник загрязнения мы пока еще устанавливаем, так же, как и виновных», — предостерег от преждевременных выводов старший помощник благовещенского природоохранного прокурора. «Никто здесь ничего ни от кого не скрывает и никого не защищает, никто не прячется. Мы общаемся с представителями компании каждый день, решаем текущие вопросы», — отметил Мухамед Беков. По его словам, пока в ООО «ВВП» тоже не понимают, что произошло и откуда в котловане появились нефтепродукты.

«Сделаем все возможное, чтобы навести порядок»

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— С 28 июля мы следим за развитием ситуации на Селемдже. На сегодняшний день группировка составляет порядка 50 человек. Задействовано 14 единиц техники. Есть достаточный запас боновых ограждений и сорбентов, которых завезено больше двух тонн. Риска экологической катастрофы сегодня нет, но тем не менее ситуация тревожная. Потому что до сих пор не определен источник этого загрязнения. Есть разные версии. Сегодня специалисты работают по этому поводу. На сегодняшний день в технологическом озере предельно допустимая концентрация превышена незначительно — всего в 1,2 раза. Однако 28 и 29 июля было зафиксировано значительное превышение ПДК.

Работают прокуратура, следственный комитет, представители Росприроднадзора. Поэтому сил и средств достаточно, ситуация под контролем. Сделаем все возможное для того, чтобы навести порядок и по этой теме, и в целом по экологической ситуации в Селемджинском районе. Если будут установлены виновные лица, они определенно понесут наказание в соответствии с законодательством.

Возрастная категория материалов: 18+