Фото: «Палеопоиск»Фото: «Палеопоиск»

Палаточный город

3

года положено ученым на обработку и изучение найденных артефактов. По итогам работы будет издана книга, а средневековая коллекция попадет в Амурский областной краеведческий музей

— Вы найдете нас по палаткам, — дал ценные указания по ориентированию на местности руководитель отряда Вадим Долганов, когда мы подъехали к условному месту встречи.

Свернув на ухабистую проселочную дорогу, среди травы и сосен действительно заметили несколько палаток. Так я и представляла себе одинокие жилища увлеченных работой археологов — в чистом поле, без коммуникаций и удобств. Однако весь лагерь развернулся перед нами только метров через двадцать, и это был настоящий брезентовый город — с электроопорами, интернетом, столовой и двумя банями!

Отсюда до места раскопок еще чуть больше километра пути. Наш водитель категорически отказался вести редакционную машину по узкой чавкающей грязью колее. «Сейчас приеду за вами на лодке — скажите, пусть жилеты выдадут», — инструктирует по телефону Вадим Александрович.

— Хорошо, уровень воды спал. Месяц назад дорог здесь не было, мы добирались на раскоп на плотах, которые делали из бочек. Но работы не остановили ни разу, — удивляет начальник лагеря Артем Евдокимов, заботливо снабдив нас не только спасательными жилетами, но и противомоскитными шляпами.

Деревня из-под земли

Усаживаемся в лодку. Нам под ноги ставят две пятилитровые канистры с водой. Это для ребят, которые пятый час трудятся на раскопе под палящим солнцем. Через полчаса у них должен быть обеденный перерыв, но из-за журналистов всем придется задержаться. Судно отталкивают от берега, мотор рычит. Поговорить из-за его рева практически невозможно, и нам остается только любоваться природой. Мы плывем по притоку Зеи — реке Гащенке, осторожно огибая кусты и коряги, торчащие из воды.

На фоне сплошной зеленой береговой линии в глаза бросается оголенный участок с кучами песка. К нему мы и направляемся. Приближаясь, замечаем среди огромных земляных гор маленьких человечков, ловко работающих лопатами. Некоторые труженики выглядят необычно: полураздетые, но в теплых шапках. За три месяца непредсказуемого амурского лета они успели как загореть на солнце, так и застудить ветром уши.

«Многие думают, что находки — главное в археологии. Для меня важнее, в каких условиях они залегают: контекст, культурный слой, — поясняет Вадим Долганов. — Именно место находки определяет ценность нашей работы: с помощью него можно восстановить историю».

Только после высадки на берег становится ясен масштаб их деятельности. Монотонно работая лопатами, сантиметр за сантиметром они выкапывают из земли целую деревню! Площадь раскопок — 5 тысяч квадратных метров. Для удобства все пространство колышками разбито на сектора и пронумеровано.

Горячая находка

Когда во время копки специалисты натыкаются на камни, то откладывают лопаты и продолжают работу кисточками и совками. Это означает, что под ногами может быть древнее сооружение! В ближайшем к берегу секторе так и произошло. Сейчас на зачищенном прямоугольнике земли идет скрупулезный процесс: три специалиста, сидя на коленках, освобождают от грунта выступающие на поверхность фрагменты горелого дерева.

— Это средневековый кан — отопительное сооружение, характерное для дауров, — поясняет научный руководитель экспедиции Андрей Черкасов. — Как печка, но принцип немного другой. Здесь был очаг, из камня выкладывались дымоходы, по ним теплый воздух шел по полу. А сверху стояли деревянные настилы, обмазанные глиной, на которых люди спали и ели.

Оказывается, это первый кан на территории нашего региона, конструкцию которого ученые находят полностью! Специалисты отмечают, что в процессе расчистки это выглядит не так впечатляюще, но благодаря этой находке им удастся восстановить устройство кана и увидеть, как все работало. «Это потрясающая вещь! Ее трудно переоценить для науки», — уверен археолог Вадим Долганов.

С руководителем полностью согласны Татьяна Шумакова и Андрей Лахтик, пятый день бережно расчищающие деревянные фрагменты кисточками, шпажками и совками.

— В жилище, судя по всему, был пожар, поэтому настил сгоревший, но это не помешает нам все восстановить, — говорит преданный любитель археологии из Красноярского края Андрей Лахтик. — Чтобы полностью зачистить дерево от глины и песка, понадобится еще дня четыре.

След средневекового плуга

В соседнем секторе можно наблюдать свидетельства хозяйственной деятельности древних людей, которые заметят только самые внимательные. На первый взгляд это просто зачищенная лопатами неоднородная почва. Но если приглядеться, можно увидеть на ней как заостренные следы средневекового плуга, так и протяжные полосы от современного трактора. До раскопок здесь было соевое поле: невызревшие бобы до сих пор валяются под ногами.

— По стратиграфии (рисунку грунта в разрезе) видно, что эта пашня была много раз перекрыта рекой, — показывает на полосы почвы Андрей Черкасов. — Трава сформировала плодородный слой, затем пришло наводнение, перекрыло его песком. На одном из этих слоев жили люди: можно найти следы угля, прокаленной глины, артефакты. На следующих участках мы уже будем знать, с каким из слоев наверняка связаны археологические находки.

По словам специалистов, сейчас здесь используется одна из самых передовых методик в Российской Федерации. Каждый найденный фрагмент отражается в плане, а его уровень отбивается тахеометром (геодезический прибор для измерения расстояний и углов) и привязывается к Балтийской системе высот. Получается набор срезов, который позволит при желании воссоздать объект в объемном 3D-виде. «В дальнейшем с этими планами сможет познакомиться любой ученый, провести исследование и сделать свои выводы —возможно, отличные от наших», — объясняет Вадим Долганов.

Первые догадки

— Это было большое поселение: вся береговая кромка была занята жилыми и хозяйственными постройками, — продолжает экскурсию Вадим Александрович. — Судя по всему, берег был дальше метров на пять. За эти века река шагнула ближе и «отъела» часть пространства.

Он с таким упоением рассказывает о событиях многовековой давности, будто сам был им свидетелем. Наверное, это неудивительно после трехмесячного погружения в жизнь и быт древних людей. Это место действительно так богато ценным историческим материалом, что связывать некоторые моменты друг с другом у специалистов получается уже сейчас. Однако главные научные выводы будут сделаны позже, не в полевой, а в камеральной работе.

Для анализа находок к исследованию привлекут узких специалистов — антропологов, почвоведов, палеозоологов. Уже сейчас археологи уверены, что полученные материалы сделают фундаментальный вклад в науку региона. «Даурская культура в Амурской области никогда еще не исследовалась в таком объеме, — объясняет Андрей Черкасов. — Это первый прецедент, когда есть и селище, и городище, и мы изучаем их полностью».

Амурский памятник откапывают любители истории со всей России

Раскопки такого исторического памятника — большое событие для науки. Но в области крайне мало специалистов для проведения полноценных археологических работ. Поэтому с лопатами и кисточками в руках сегодня под Свободным трудятся ребята из Москвы, Твери, Томска, Иркутска, Уфы, Ульяновска, Екатеринбурга, Уссурийска и многих других городов. Среди работников не только представители редких профессий, как археолог-геодезист Егор Кладов, но и простые «копатели», для которых это первая экспедиция.

Юрий Ульзутуев — один из таких новичков, хотя в коллективе за ним уже прочно закрепилось звание специалиста по находкам. Именно ему посчастливилось достать из земли редкое украшение из жадеита, а также стеклянную бусину XII века. Мужчина признался, что трудился плотником, бетонщиком, слесарем, сварщиком, но эта его работа самая лучшая. «Свежий воздух, режим, а интересно-то как!» — улыбается 39-летний мастер на все руки из Свободного.

А Сергей Федоров из Бурятии этой поездкой открыл свой шестой полевой сезон. Мужчина работает на раскопе металлоискателем, поэтому находит что-то ценное практически каждый день. Археология — сфера его профессионального интереса. Он несколько лет занимается поисками наскальных изображений. Сегодня в Забайкалье известно около 150 таких памятников, 33 из них открыл Сергей.

— Рано или поздно памятники наскального искусства будут утрачены, — говорит 27-летний любитель истории. — Возможно, то, что я задокументирую, станет основанием для постановки этих объектов на охрану государства.

Загадки «ушастого» городища

На противоположном берегу реки тоже идут работы. Там специалисты обнаружили даурское городище — укрепленное место с валами и рвами. За необычные выступы, которые хорошо видны сверху, ученые называют такие городища «ушастыми». В регионе насчитывается около 30 подобных сооружений по берегам Амура и Зеи. Но для чего они нужны, сказать наверняка до сих пор невозможно.

Из сказок русских казаков-землепроходцев, которые приходили сюда осваивать территории, известно, что местное население — дауры, жили в небольших крепостцах, которые имели валы, рвы и башни. В них они прятались от русских, когда те шли на штурм. Возможно, это и есть те городки, описанные нашими предками. Однако предшествующие исследования, которые проводились в подобных местах, говорят о скудном культурном слое. Его практически нет.

— Находок крайне мало, и если здесь жили люди, то непонятно, почему, — делится мыслями научный руководитель экспедиции Андрей Черкасов. — В связи с этим есть другая версия, что это — ритуальные комплексы: то ли кладбища, то ли святилища.

Ученые предполагают, что городище могло быть небольшой крепостью, в которой жители селища просто прятались во время опасности. Оттого здесь так мало личных вещей. Но пока это остается большой тайной амурской истории и археологии. Достоверного материала для разгадки мало, потому что такие памятники никогда не копались полностью. Не хватало финансов, специалистов, времени. Здесь же впервые за всю историю даурское городище будет раскрыто полностью.

Раскопки городища площадью 3,5 квадратных метра пока начались с двух секторов. Специалисты зашли с того места, где еще недавно пролегал зимник — автодорога, проложенная для езды по снегу и льду. Глядя на ювелирную работу, где каждый взмах лопаты убирает не больше сантиметра грунта, становится ясно, что до первых находок еще далеко.

— Тем не менее, глядя на стенку раскопа, мы уже видим, как формировалось это место и какие изменения внес человек, — говорит начальник амурского археологического отряда компании «Палеопоиск» Вадим Долганов.

Нефтяные миллионы — на пользу науке

Исторический памятник удалось найти и исследовать благодаря проектированию второй нитки подводного перехода нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», которую прокладывает «Транснефть — Дальний Восток». Створ резервной нитки пройдет чуть правее основной, ее протяженность составит почти 18 километров.

Возведение объекта должно было начаться в месте, где предположительно располагается древнее городище. По заказу компании в створе планируемого строительства была проведена археологическая разведка местности. В 2020 году специалисты Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области под руководством археолога Дениса Волкова сделали около двадцати шурфов и обнаружили сразу два объекта — селище и городище.

Согласно федеральным законам, началась раскопка и изучение памятников истории, на которые «Транснефть — Дальний Восток» выделила несколько десятков миллионов рублей. Археологи нацелены завершить раскопки в этом году. Работы по строительству крупного нефтяного объекта здесь запланированы на 2023-2025 годы.

— Сейчас в России масштабные научные изыскания и открытия нередко происходят благодаря крупным компаниям, — считает Вадим Долганов. — Это очень важный вклад в науку и культуру.

От посуды до черепа: артефакты с места раскопок

Все самое ценное и интересное хранится в «камералке» — главной постройке лагеря. С виду это обычная большая палатка, но внутри нее не спальники, а яркие лампы, лавки и столы. На них и под ними коробки и пакеты с артефактами, найденными на раскопе за полтора месяца работ. Их содержимое для ученых — настоящее сокровище. Простому человеку разглядеть ценность предметов непросто.

Большинство экземпляров выглядят как кусочки засохшего грунта и обломки камней. Однако специалисты видят в них фрагменты керамики сразу трех археологических культур, представители которых проживали на этой земле в разные века.

— Этот орнамент называется ложно-текстильным, его легко отличить, — берет в руки неказистый черепок профессор, кандидат исторических наук из ДВФУ Валерий Лынша. — Здесь хорошо видна двуслойность, техника, по которой лепили сосуд. Между донышком и стенкой получался такой характерный защип. Это древняя традиция, присущая михайловской культуре VI—VIII века нашей эры.

Другие кусочки, как видно по толщине и внешнему виду, — осколки керамики владимировской культуры, датируемой XV—XVI веками. Еще одна кучка черепков — эпизодические фрагменты третьего, пока не определенного, временного промежутка. Также среди находок — наконечники стрел, ножи, бронзовая пуговица, железное колечко, половинка стеклянной бусины. Есть среди экспонатов и настоящие жемчужины.

— Синологи (специалисты по изучению Китая. — Прим. авт.) сейчас пытаются понять, что это: прямых аналогов изделию нет, — показывает цветок, высеченный из темно-зеленого камня, с иероглифом посередине, Валерий Алексеевич. — Нечто похожее было найдено на Шайгинском городище в Приморье, но из нефрита.

По оценкам ученых, амурская находка сделана из другого минерала — жадеита. Предварительно ее относят к эпохе позднего Цзинь — империи чжурчжэней. Это конец XII — начало XIII века.

На территории селища было обнаружено много костей животных. Среди них есть останки домашних коров, свиней и лошадей, а также диких хищников. «Под кладкой кана нашли челюсти кого-то из псовых, намеренно туда уложенные. Зачем? Это еще одна тайна, которую мы будем пытаться разгадать», — интригуют исследователи.

— Но самое неожиданное — в крайнем 61-м секторе мы нашли человеческий череп, — открывает контейнер с фрагментом черепной крышки Вадим Александрович. — Сейчас мы готовимся продолжить копать то место, где, вероятно, лежат останки человека. Специалист-антрополог сможет назвать возраст умершего, а если в тканях костей остался генетический материал, это даст намного больше информации. 

Возрастная категория материалов: 18+