• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Село Бомнак стоит на берегу Зейского водохранилища. Нередко полноводная река летом «цепляет»  нижнюю улицу, названную именем самого известного эвенка Улукиткана, друга писателя-геодезиста, иследователя Григория Федосеева. Поэтому вдоль дороги лежат разбросанные водой деревянные коряги. На льду водохранилища с вечера поставили теплую палатку и установили сцену к предстоящему празднику, а утром здесь раскладывают товар мастерицы, а также появляются угощения.

Небесные ворота «Чичипкан» встречают всех гостей праздника. Когда человек проходит через них, его окуривают дымом багульника. Это делается для того, чтобы очистить от всего негативного. Обряд очищения главный у эвенков, говорят местные жители. Пройдя через врата, каждый завязывает ленточку на ветке дерева и загадывает желание. Здесь же разжигают большой костер для духов, что называется обрядом кормления огня. Ему издревле поклонялись эвенки, ведь без этой стихии в суровой тайге не выжить.

Кроме жителей Бомнака на праздник собрались и соседи из Верхнезейска, представители администрации Зейского района и правительства Амурской области. Гостей также встречает стилизованный эвенкийский чум. Здесь он элемент декора, на фоне него может сфотографироваться любой желающий.

На столах мастериц изделия из кожи, перьев и бисера. Свои поделки желающим предлагает и Жанара. В Бомнак она приехала 20 лет назад из Казахстана, вышла замуж за местного жителя и родила двоих детей.

— Вышивкой я еще в школе занялась, очень люблю с ней сидеть. Мы с мужем и охотимся, и рыбачим. На рыбе неплохо перезимовали, — говорит девушка, одновременно продавая копченую щуку гостям праздника. Разошелся деликатес очень быстро.

Свои сувениры представили детский сад и школа. 

— Обереги для защиты дома, для женской красоты, — показывает свои работы учитель биологии и химии Мария Корсакова. Она замужем за представителем малочисленного народа, и в ее семье традиции эвенков передаются от свекрови.

Муж сейчас добывает пропитание в тайге, и супруга-охотника девушка не видит по несколько месяцев.  

«Мы жили десять лет во Владивостоке и вернулись, — продолдает Мария. — Думаю, нужно было вообще отсюда не уезжать. Родная земля — это часть нас». 

Рядом хозяйки угощают гостей традиционными яствами — мясом дикого оленя, замороженной ягодой и строганиной. От замороженной  рыбы ловко отрезают большим ножом тонкие пластины и едят их, окуная в специи.

Главные звезды праздника — местные школьники, которые танцуют в коллективе  «Юктэкэн», что в переводе с эвенкийского означает «родничок». Ребята изображают птиц, оленей и охотников в национальных костюмах. 

— Я три года танцую в коллективе, мне очень нравится, — говорит одиннадцатиклассник Антон Лиханов. — В нашем танце нет главных, все на равных. Я знаю о традициях от бабушки и дедушки. Они эвенки и говорят на родном языке. Я только отдельные слова понимаю.

Среди традиционных конкурсов — перетягивание палки и прыжки через нарты. А самые ловкие соревновались в ловле оленя с помощью маута — специальной веревки, сделанной из оленьей кожи. Задача не только накинуть петлю на рога, но и затянуть ее, чтобы олень точно не выбрался из ловушки.

— У каждого своя техника, трудно сказать, как это делать правильно, все приходит с опытом. В принципе это не трудно, — заверяет Никита Михайлов, который уже давно набил руку на ловле оленей. С детства он немало времени провел в тайге и сейчас приезжает в родное село поохотиться и порыбачить.

В роли оленя выступал человек — настоящих оленей на празднике не видели несколько лет. В селе официально сохраняются две общины, и добраться на праздник представителям из тайги задача не из легких. Сами оленеводы отмечают, что сделать это возможно только на автотранспорте — ближайшая стоянка кочующего стада находится в 160 километрах от Бомнака, на границе с Якутией.

Местные жители вспоминают, какими масштабными и яркими были праздники раньше. Здесь устраивали большие гонки на оленьих упряжках, причем не только среди мужчин, но и среди женщин.  

— В поселке 470 жителей, около половины из них — эвенки. У нас всего две родовых общины, и везти оленей ради праздника на такое большое расстояние только для того, чтобы показать людям, не совсем гуманно,  — считает глава Бомнака Марина Подолько. — Мы сохраняем и другие традиции: национальные костюмы, танцы и так далее. Наш праздник не только для охотников и оленеводов, это праздник традиций и встреч. В Тындинском районе родовые общины сами приезжают и устраивают праздник, у нашего поселка нет такой возможности.

Завершились гулянья большим хороводом, в который собрались и местные жители и гости Бомнака.


«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Ещё больше о туристических маршрутах, походах, экскурсиях, достопримечательностях, мероприятиях и развлечениях вы можете узнать на площадках: https://taplink.cc/amur_travel и WA: +7-914-615-02-83

Возрастная категория материалов: 18+