- Врожденного таланта не бывает! — уверен преподаватель Анатолий Дроздов. — Просто у каждого человека есть задатки, а будут ли они развиты, зависит от личного интереса и желания. Если этого нет, то здесь хоть что делай — не поможет. У братьев Анатолия и Юрия Дроздовых художников в семье не было, а для них рисование стало потребностью и делом всей жизни. О великих мастерах, их нетленных творениях эти двое могут рассказывать часами — спорить, восхищаться, увлекать других. Оба они овладели непростым изобразительным ремеслом и стали его преподавать.

Анатолий Петрович в педколледже N 2 обучает студентов около 12 лет. Его дочери Елене, которая учится на втором курсе художественно-графического отделения, повезло — занимается у папы. Сын Сергей выпустился из этих стен намного раньше, а в прошлом году он вместе с женой Наташей успешно окончил Дальневосточную академию искусств. Подошло время передавать накопленный опыт.

– Таких увлеченных, как Сергей, даже в академии мало, – замечает Анатолий Петрович. – Ведь и оттуда не все выпускаются 100-процентными художниками! Уметь рисовать и писать – это еще не все. Искусство – ноша тяжелая, которую не каждый потянет. Заниматься творчеством и одновременно семью содержать очень сложно. На приобретение собственного имени, которое потом станет работать на тебя, нужны долгие годы.

Сергею повезло — его имя известно благодаря старшим родственникам. И все-таки он привык трудиться, часами напролет просиживая в учебных аудиториях и мастерских. Картин за годы учебы в колледже и в академии их стало так много, что сегодня он мог бы устроить четыре персональные выставки одновременно! Сергей Анатольевич ограничился двумя (вторая — в городской художественной школе: более сорока графических работ). Рисуя все подряд — интерьеры, постановки, портреты, Дроздов-младший блестяще овладел техникой изображения. Казалось бы, все достигнуто. Чего еще желать на профессиональном поприще? Но не напрасно говорят: век живи — век учись!

– Чтобы выйти на мировой уровень, нужно много трудиться, развивать себя дальше, – говорит Сергей. – В наше время без образования никуда не пробьешься. Хочешь достичь высот в своей области – защищай кандидатскую и докторскую диссертации. Только тогда будешь "вторым человеком после президента".

В творческой деятельности ему предстоит еще многое. Теперь Сергей занялся самой главной и крупной формой — композицией.

– Картина – это итог всему обучению, – говорит он. – Работать над ней жутко сложно, а главное, нет никаких рецептов... У каждого свой подход. Вот где проявляется дальновидность, как у шахматистов, ведь все нужно продумать наперед. Чтобы раскрыть содержание, не стоит смотреть "в лоб", лучше подойти с обратной стороны, только тогда ухватишь суть. А еще сложно отличать частности от большого и главного.

Многие премудрости и секреты Сергею открыл за шесть академических лет его преподаватель Сидор Андреевич Литвинов. О нем ученик вспоминает с теплой улыбкой:

– Он как второй отец! Бывало, разнесет тебя в пух и прах, камня на камне не оставит. Ты сидишь, горем убитый, но стоит ему на свое творчество внимание обратить, он и себя не меньше раскритикует. Тогда понимаешь, что главное в своей картине правду сказать, убедить зрителя.

– Какие темы для воплощения тебе ближе?

– Испокон веков темы как были одни и те же, так и остаются. Просто они по-разному воплощаются. А мне интересна сама жизнь, но раскрыть ее непросто. К тому же сегодня уже никого ничем не удивить. Если за этим тянуться, то никогда ничего не добьешься – будешь ползать по верхам. Умный человек пользуется созданным до него багажом и пытается отразить свою эпоху.

– Обучая студентов первого и второго курсов, ты уже видишь, кого из ребят ожидает большое будущее?

– Это сложно увидеть, ведь жизнь так обманчива. Я думаю, что лишь один из 50 станет поступать в академию.

Творческую группу, которую лет десять назад взялся вести Дроздов-старший, как эстафету теперь перенимает его сын. Четыре раза в неделю к нему приходят на дополнительные занятия до 15 человек, в основном старшие курсы. Художественная династия Дроздовых кому-то может показаться даже фанатичной. И все-таки положивший ей начало Анатолий Петрович справедливо утверждает:

– В нашем ремесле результатом служат не оценки студентов на просмотре, а продолжение ими твоего дела. Педагог во все времена тем и славился, что выпускал себе подобных, а еще наглядно показывал свою школу, собственное умение. Персональные выставки очень важны для учеников. Ведь без этого они порой даже не знают, к чему именно нужно стремиться. Жаль, что искусство сегодня стало менее востребованным, чем насущные вещи. Люди не воспитываются... Раньше в наш педколледж поступали в основном мальчишки. В группе из 30 человек было 25 ребят, а теперь? 29 девчат и один парень! В академию и вовсе пойдут единицы, у которых есть интерес и стремление. Я замечаю, что творческая группа создает атмосферу искусства, которой нет на обычных занятиях, потому что студентам трудно переключаться с второстепенных предметов на основные. Хочется, чтобы молодые свежие кадры на художественно-графическом отделении стали новой вехой в его интересной творческой жизни.

P.S.: Анатолий Дроздов выпустил авторское учебно-методическое пособие "Повышение эффективности учебного рисунка средствами формирования и воспитания профессионального видения..." В читальном зале педколледжа N 2 уже есть пара экземпляров этого пособия, написанного на основе десятилетней практики творческой группы. В ней Дроздов разрабатывал и развивал собственную программу-методику обучения.  

– Я учу студентов видеть. Эдгар Дега говорил: "Рисунок — это не форма, а то ощущение, которое ты получаешь от формы". Для начала нужно развивать зрительный аппарат, а потом руку. А у нас все наоборот — сразу карандаш в руки дают. В итоге — линий много, а формы нет... Студент ее просто не видит, не понимает.

Возрастная категория материалов: 18+