Справился с собой - ехать надо, да и возница обещал с ветерком домчать. Но тут вздрогнул я во второй раз - не обещал мне шофер этот ни билета, ни чека кассового, ни даже какой-то справки завалящей. К тому же оказалось, что лицензии на частный извоз у него нет и осмотр его машина проходила много месяцев назад, а водитель был с похмелья. Пошел я в государев автобус. С нелегальными водителями, слетающимися к автовокзалу, как стая воробьев на овес, сталкивался каждый. Реакция разная: кому деньги позволяют - едет, а кто не очень расположен переплачивать в будний день 50 процентов, а перед праздниками все 100 - 150, тот использует государственный транспорт. К тому же последний ходит по расписанию, чего не скажешь о таксистах, у которых, бывало, люди сидят по часу-два в машине (и это зимой), ожидая, пока наберется полный салон. Я не говорю, что частные перевозчики - зло и с ними надо бороться. Напротив, если есть спрос - значит предложение будет всегда. Но, как обычно в России, все у нас делается не как у людей. Начну с того, что абсолютное большинство из почти двухсот таксистов, отбивающих хлеб у благовещенского автовокзала, не имеет лицензии. То есть незаконно осуществляет экономическую деятельность. Ущерб от них составляет порядка сорока тысяч рублей в день (и это без учета того, что возвращаются они тоже не порожние). Убытки несет не только автовокзал. Без лицензии такой перевозчик всю прибыль кладет себе в карман, абсолютно не думая о государстве, в котором он живет. Для меня большая загадка - почему налоговики ничего не предпринимают? Второй, но самый важный аспект - безопасность пассажиров. Автомобиль должен перед каждым рейсом проходить техосмотр, а водитель - медосмотр. А то получится, как в том анекдоте: "Похмельный пилот такси дернул не ту ручку - и машину сдали на металлолом, а пассажиров - в больницу". Незаконные водители ориентируются "на глазок", едут, бывает, с неисправностью, надеясь на мастерство, которое якобы "не пропьешь", не говоря о том, что каждый таксист - по крайней мере близкий родственник Шумахера. Но основная проблема - опять-таки в лицензировании: пока его не будет, не будет технического и медицинского осмотра, то есть нашей с вами безопасности. Государственный транспорт обязан перевозить льготников, но на сегодняшний день служба социальной защиты перечислила автовокзалу деньги только по сентябрь прошлого года. А сейчас какой месяц и какого года? - В органах социальной защиты вычеркивают из наших списков почти половину льготников, - говорит начальник благовещенского автовокзала Анна Гумирова, - но не потому, что документы поддельные. Человек мог давно (лет двадцать назад) получить пенсионное удостоверение, к тому же в какой-нибудь деревне, и соцзащита не зарегистрировала его. В итоге получается, что мы терпим от незаконных перевозчиков еще большие убытки: они же перевозят пассажиров за "живые" деньги, а не льготников. От компетентных органов помощи нет - одни отписки, и милиция против частников бессильна: - нет состава преступления. Транспортная инспекция тоже о нас забыла. Рейды проводит в основном по городу, частенько забывая заглянуть на автовокзал. Конечно, автовокзал не умрет. Просто перевозки окончательно станут коммерческими. В транспортной инспекции, куда я зашел в поисках управы на "нелегалов на колесах", меня постарались успокоить: дескать, алгоритм привлечения таких перевозчиков есть - привлекают к штрафу через суд. И еще я почерпнул там такую информацию к размышлению. Часто (но не всегда) пойманный нарушитель, заплатив штраф, получает-таки лицензию - чтобы больше не трепать себе нервы. Хорошее дело делаете, инспектора, но побольше внимания на автовокзал обращайте! Ведь частные перевозчики не думают покидать насиженное место...

Возрастная категория материалов: 18+