Вот поэтому, когда поступило предложение возглавить департамент экономики, посчитал, что стоит попробовать: силы еще есть, опыт и здоровье тоже. Говорить, что с моим приходом в Амурской области на сколько-то процентов возрастет производство, было бы просто смешно. Но кое-какие задумки имеются. Тем более когда приглашали, я уже знал, что предстоит объединение двух департаментов, будет создан единый департамент экономики и внешнеэкономических связей. Это значительный объем работы, которая мне интересна. - Болевые точки экономики региона, на ваш взгляд, это... - Количество людей, живущих ниже черты бедности. И то, что сегодня мы находимся на шестидесятом месте в Российской Федерации по доходам на душу населения, - это настоящая беда. Выйти из этой ситуации, сделать все, чтобы в этом списке подняться хотя бы на несколько ступенек выше, - главная задача не только департамента экономики, но и всей администрации, законодательной и исполнительной власти. Уверен: если работать ради этого, будут какие-то изменения. Если же главным лозунгом ставить количество процентов увеличения производства, то показатели получим, а люди так и останутся нищими. Часто задают вопрос: область у нас богатейшая, ну почему же сюда не идут иностранные инвестиции? По количеству инвестиций на душу населения в 2003 году Амурская область стала второй по Дальнему Востоку. Но это федеральные вложения в Бурейскую ГЭС и автодорогу "Амур". А иностранных - всего один процент в общем объеме Дальневосточного федерального округа. Английский капитал идет в развитие Покровского рудника. Что мешает? Достаточно сравнить Амурскую область и Хабаровский край. Губернатор Хабаровского края двенадцать лет занимает эту должность. А у нас за все эти годы поменялось семь губернаторов... Один глава области - за строительство моста, другой - против. Один - за соевый завод, другой говорит, что это неважно. Один считает, что надо развивать золотодобывающую промышленность, другой - что это второстепенно. Грамотный инвестор никогда не пойдет в тот регион, где нет стабильной политической власти и доверия к этим властям. Им важно знать, что правила игры меняться не будут. Есть экономические причины. Приведу такой пример. Недели три назад здесь был крупный бизнесмен из Южной Кореи. Он покупает в области лес, который заготавливают наши предприятия. Я его попытался подвигнуть на то, чтобы он вкладывал деньги не только в тот кругляк, который мы вывозим, но и в переработку. А он без дипломатических экивоков отвечает: "Пока у вас в области будет такое состояние с инфраструктурой, ни один нормальный бизнесмен к вам не поедет". Попытался он дозвониться из Февральска, куда приехал по приглашению своего российского партнера, в Японию - не удалось. Сотовой связи в Февральске нет, да и простая не очень надежна. Нигде в мире инфраструктуру не создает частный бизнес. Это везде делает государство - строит дороги, аэропорты, проводит связь, устанавливает нормальное налогообложение. И тогда приглашает инвесторов. Почему сегодня в Китай идут иностранные инвестиции со всего мира? Потому что у них созданы эти условия. Вот они открыли новую зону свободной торговли в Хэйхэ - там один киловатт-час электроэнергии (нашей, которую мы туда продаем) стоит в пять-шесть раз дешевле, чем у нас. Куда пойдет иностранный инвестор, особенно если у него энергоемкое производство? Ответ ясен. - Почему же мы энергию по дешевке отдаем? Может, стоит внести поправки? Мол, извините, хватит... - Из общего объема энергии, производимой у нас в области, мы продаем в Китай меньше 10 процентов. - На эту же тему вопрос нашего читателя из агрофирмы "Партизан". Сельскому населению электроэнергия продается по 73 копейки за киловатт-час, предприятиям - по 2 руб. 12 коп., а в Китай, как считает автор вопроса, по 60 копеек за киловатт-час. Как же так? - Последняя цифра неточная. Не знаю, откуда ее взял уважаемый читатель. В Китай электроэнергию ФОРЭМ продает по тем же ценам, что и для наших предприятий. Но там государство эти цены дотирует. - Завершается работа над Программой развития Амурской области до 2010 года. Какими людскими ресурсами будем ее реализовывать? - Опять вернусь к разговору с корейским бизнесменом. Он поставил сюда два японских комплекса по заготовке леса. Но в области не могут найти специалистов, способных работать на этой технике. То же самое на Покровском руднике. Везут специалистов из разных стран СНГ, Белоруссии, Украины. Поэтому, если наши экономические программы не будут подкреплены мерами по привлечению и закреплению кадров, грош цена всем этим планам. Нужны ли нам сегодня корейские и китайские рабочие? Может быть, меня обвинят в антипатриотизме, но - они сегодня нужны. Предприятие "Тындалес" уже несколько лет привлекает корейских рабочих и каждый год пытается набрать россиян. Но в тех условиях, в которых работают корейцы, ни один российский гражданин работать не пойдет. - Кадровый голод испытывает весь Дальневосточный регион или только мы? - Весь, без исключения. Мы-то еще в меньшей степени, чем другие, потому что у нас довольно слабо развита промышленность, а в сельском хозяйстве не требуются специалисты высокой квалификации. Но даже там появляются проблемы - сегодня во многих селах тракториста не могут найти. - Значит, вновь необходимо переселение в государственных масштабах? - Чтобы переселить людей, их надо чем-то завлечь. Жилье дать, нормальную заработную плату. Создать условия для жизни. Это реально, если будет государственная политика. Почему царь-батюшка мог в столыпинские времена загрузить, образно говоря, состав, каждому дать по коровенке, денежек и отправить на восток. Да, тогда ехали за землей, сегодня другие обстоятельства. Но дело не в этом - столичные политики и экономисты усомнились в том, что государству нужны Дальний Восток, Сибирь. Людей, мол, вывезем, а золото и нефть будем добывать вахтовым методом. - Александр Владимирович, согласны вы с мнением, что всем амурчанам надо приплачивать хотя бы за то, что мы присутствием своим охраняем российскую землю? - Это популистский лозунг. Людей надо удерживать нормальными экономическими условиями, созданием рабочих мест, хорошей заработной платой. - Можете привести хотя бы один пример, когда наше правительство сделало такие реальные шаги? - Строительство федеральной дороги "Амур". Вложено пятнадцать миллиардов рублей. Это новые рабочие места, закрепление кадров. Ведь с дорогой в глубинку приходит жизнь. Вокруг нее создается инфраструктура. Появляются кафе, автозаправки, связь. Просто так давать деньги, считаю, неправильно. Это как в той мудрости: или удочку дать, или денег. Я все-таки сторонник того, чтобы дать удочку и научить человека ловить рыбу. Меня поражает другое, когда приезжаю в село... Конкретный пример - в Октябрьское Константиновского района. Предприниматель из Благовещенска построил кролиководческую ферму. Там работают пять человек, но четверых он возит из Благовещенска и лишь одна женщина из местных. В селе сто человек трудоспособного населения, и ни один не хочет работать на ферме. А если приходят, то до первой получки. Согласен с вами, что количество средств из федерального бюджета на развитие Дальнего Востока необходимо увеличивать, но, еще раз повторяю, не на зарплату, а на создание рабочих мест. В прошлом году на реализацию Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья из включенных в нее 380 миллионов рублей мы получили аж целых тридцать! Имея профицит федерального бюджета, выплачивать международные долги досрочно, а окраины государства не финансировать даже в запланированных объемах - этого я, как экономист, не понимаю! - Бурейская ГЭС, автотрасса как живительная артерия, питающая область... Какие крупные проекты на очереди? - Как бы мы ни хотели изменить ситуацию, но в ближайшее время мы все-таки останемся сырьевым придатком России. И первые прорывные проекты будут связаны с добычей полезных ископаемых. Главный расчет - на Бамское месторождение золота, во-первых, Куранахское месторождение титана, во-вторых. Освоение его уже началось. Завод по производству титановой краски будет построен в Тынде. Ведутся геолого-разведочные работы на Токуре. Золото там есть, но его надо официально оконтурить, защитить запасы. За рудным золотом будущее. Следующий объект, который даст рабочие места и толчок в развитии (постучу, чтобы не сглазить), - мост через Амур. Думаю, в этом году приступим к работам. Сегодня я являюсь руководителем рабочей группы, которая готовит документы на регистрацию совместного предприятия. Вопросы финансирования этого строительства в принципе оговорены. Деньги китайские, но наша доля тоже есть, правда, как кредит у Китая. Китайские партнеры настаивали на том, что они будут сами и финансировать, и содержать мост, и деньги за проезд брать. Мы на это никогда не пойдем. В правительственном постановлении написано: пятьдесят на пятьдесят. Совместное предприятие будет заказчиком строительства, объявит конкурс и определит, кто станет подрядчиком, кто будет строить. Через СП пойдет финансирование. И после окончания строительства оно же займется эксплуатацией моста. Очень интересно Гаринское железорудное месторождение. Если не в этом, то в следующем году мы к нему подступимся. Серьезные намерения у китайцев - уже на стадии проработки документов. Там хорошие запасы руды, и, самое главное, содержание металла в руде - 37 процентов. Такого в России больше нет. Рынок сбыта будет: на Урале иссякают железорудные запасы. - Какова судьба завода "Металлист"? Когда-то его комплексы покупал весь мир. - В прежние времена, чем дальше перевозился груз, тем меньше был тариф. Сегодня любой комплекс, произведенный в Благовещенске и перевезенный за тридевять земель, становится золотым. И никогда не выдержит конкуренции по цене с тем, который сделан в европейской части России. Наша техника становится неконкурентоспособной. И еще один момент. Недавно приезжал к нам президент РАО "РЖД" Геннадий Фадеев. Задает вопрос своим снабженцам (они каждый год закупают на 3,5 миллиарда рублей материальных ценностей): на какую сумму закупили ресурсов в Амурской области? Ни на какую! Тут же встают руководители наших заводов - судостроительного, "Бурея-Кран", "Амурдормаш" - и говорят, что у них есть необходимая для дороги продукция. - В Сковородинском районе для ремонта путей покупают шпалы аж в Тюменской области! - Вот еще один пример нашего хозяйствования. - Каковы перспективы райчихинского стекольного завода? - Сегодня нет такого предприятия. И на месте завода практически ничего не осталось. Все разорено. Единственное, что там сохранилось, - ценное сырье. Песок, из которого можно делать хорошее стекло. Но есть три компании, с которыми мы работаем, пытаясь решить проблему. Одну из них назову. Это компания ПИТ, которая в Хабаровске имеет пивной завод. Их очень интересует производство бутылки. Они приезжали к нам с месяц назад, посмотрели на то, что осталось от завода, теперь думают. Своими силами мы там ничего не сделаем. Надо искать инвестора. В ближайшее время будем представлять инвестиционные проекты на выстаке в Харбине, потом - во Владивостоке в сентябре. Отвез материалы в Республику Корею нашему торговому представителю. - Еще одно важное для нашего региона предприятие - "Дальвостуголь"... - Думаю, что "Дальвостуголь" жил, живет и будет жить. Сегодня там положение выправляется. Задолженность по зарплате снижается. Там главная причина, думаю, все-таки в борьбе двух олигархических структур. Акции, безусловно, кто-то купит - или МДМ, или другая структура. Но главная задача администрации - так продать, чтобы не пострадали интересы области. Ведь иногда покупают для того, чтобы разрушить и ликвидировать. У нас хватит ума и власти, чтобы не допустить этого. - Мы обещали нашим читателям, что непременно поговорим о БАМе. У него есть будущее? - Для меня эта тема животрепещущая, потому что я сам пятнадцать лет отдал БАМу. Те, кто сегодня говорит, что БАМ - дорога в никуда, это люди, не помнящие своего родства. У этой дороги большое будущее. Оно связано с освоением месторождений, открытых вокруг. Вот смотрите, только начали строить дорогу Улак - Эльга, и Тында, которая почти умирала, вновь ожила. Там даже стоимость квартир выросла в три-четыре раза. Раньше люди уезжали, не видели, перспектив. А теперь начали возвращаться, появилась надежда. Но, как справедливо заметил Геннадий Фадеев, не может одна отрасль тянуть это строительство. Нужно тоже искать инвестора. В этом году в августе мы будем отмечать 30-летие БАМа, планируем вместе с представителем президента в ДВФО провести в Благовещенске большую научно-практическую конференцию. Разослали приглашения в различные министерства и ведомства. Надеемся привлечь к этой теме широкое общественное внимание. Еще одно обнадеживающее обстоятельство - подвижки с законом о свободных экономических зонах, который вновь недавно обсуждался в правительстве. - У Благовещенска есть шанс стать свободной зоной? - Считаю, что для области важнее, если свободной экономической зоной станет БАМ. Тема моей кандидатской диссертации - "Освоение зоны БАМа". Еще в 1991 году я предлагал концепцию создания свободной экономической зоны с элементами концессии. Если такое решение будет принято, область получит существенные инвестиционные вливания, а значит - новые производства, рабочие места, бюджетные доходы. - Ваши пожелания "Амурской правде". - Больше хороших грамотных аналитических статей по экономике. Мы готовы оказать профессиональную помощь.

Возрастная категория материалов: 18+