В приложении к постановлению федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в Амурской области в среднем составляет 54,2 рубля. В соответствии с этим документом губернатором Амурской области 30 декабря прошлого года издано постановление N 842 "Об областных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 г.", в котором установлен среднеобластной стандарт предельной стоимости предоставляемых услуг ЖКХ на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, аналогичный установленному федеральному стандарту для нашей области, т. е. 54,2 руб. При этом разница стоимости в городах и районах области колеблется от 50,64 руб. (Благовещенск, Белогорск, Райчихинск, Свободный) до 74,6 руб. (Тындинский район). Таким образом, подход к установлению стоимости дифференцирован. Как в постановлении правительства, так и в постановлении губернатора определено, что размер расходов на оказание коммунальных услуг не должен превышать 90% от их стоимости и 22% совокупного дохода на семью. Органам местного самоуправления рекомендовано в своих расчетах учитывать такие факторы, как инвестиционные программы предприятий ЖКХ, экономическое обоснование затрат, стандарты качества услуг ЖКХ, изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, и осуществлять их с учетом уровня доходов населения, мер по социальной защите малоимущих категорий граждан и др. Необходимо учесть, что в 2002 - 2003 гг. принято несколько новых законов и других нормативных актов, регламентирующих порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Главным новшеством стало утверждение тарифов на электрическую и тепловую энергию на уровне субъектов Российской Федерации региональными энергетическими комиссиями (РЭК). С одной стороны, их задача состоит в изменении тарифов предприятий-поставщиков энергии в сторону их увеличения для повышения уровня рентабельности работы предприятий. С другой - тщательная профессиональная проверка предоставленных расчетов позволяет принимать решение об утверждении тарифов только экономически обоснованных. При этом предельный максимальный уровень тарифов на электрическую энергию утвержден для Амурской области, как и для других регионов, Федеральной энергетической комиссией, и в 2004 г. он не должен превысить 1,16 руб./кВт.ч. Увеличение тарифа на тепловую энергию по общему правилу (решение ФЭК от 25.08.2003 г.) возможно также не более чем на 16%. Но, как показывает практика, стоимость услуг многих предприятий ЖКХ области в течение нескольких лет не индексировалась, в связи с чем многие из них стали фактическими банкротами и действующие тарифы на 40 - 50% ниже фактических и экономически обоснованных затрат. Именно для такой категории организаций предусмотрено исключение в виде увеличения тарифов свыше 16%, но по согласованию с ФЭК. В результате проведенных экспертиз уровень экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию на 2004 г. для 10 энергоснабжающих организаций превысил 16%. Немаловажным является вопрос, связанный с перекрестным субсидированием. В соответствии с постановлением правительства РФ N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с первого января этого года действие различных тарифов для различных групп потребителей является незаконным. В настоящее время в Амурской области также приняты и действуют несколько нормативных правовых актов, направленных на реализацию комплекса мер по финансовому оздоровлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ликвидации системы перекрестного субсидирования. К их числу относятся Закон Амурской области "О программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003 - 2010 годы", постановление главы администрации Амурской области "О ходе реализации реформы ЖКХ в Амурской области и перспективах ее развития на 2002 - 2010 годы". Главой администрации области издано постановление "О совершенствовании государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения", которым в целях проведения в области единой тарифной политики утверждена временная методика расчетов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятиями всех форм собственности и ведомственной подчиненности. Кроме того, решением правления РЭК Амурской области от 23.01.2003 г. утверждена "Единая методика расчета тарифов на тепловую энергию". Таким образом, органами государственной власти и управления приняты достаточные меры в целях упорядочения тарифной политики на территории области. В ходе проведенной прокуратурой Амурской области проверки установлено более десяти нормативных правовых актов органов местного самоуправления и предприятий ЖКХ, противоречащих указанному выше постановлению правительства, приняты меры к их опротестованию. Анализ законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что приоритетным направлением деятельности государства является вывод из кризиса жилищно-коммунального комплекса путем повышения эффективности работы предприятий. Вопросы социальной защиты населения в условиях этой реформы решаются путем оказания адресной помощи, в том числе предоставления определенных льгот и субсидий.

Возрастная категория материалов: 18+