Во вторник в Свободненском отряде лесной авиации пожарные осваивали новый парашют "Лесник-3". В эти дни здесь проходит двухнедельный семинар-совещание, в котором принимают участие представители всех 22 существующих в России баз авиационной охраны лесов. Погода явно не благоприятствовала парашютистам: мороз, глубокий снег, ветер-"кочерга" (то есть на земле дует в одну сторону, а на высоте крутит в другую) с порывами до 12 метров в секунду. Но с "Лесником-3" они приземлялись почти точно в цель. - Купол парашюта-крыла позволяет делать это с точностью до сантиметров, - сказал Анатолий Перминов, старший инспектор Центральной авиабазы из Московской области. - Парашют новый, он гораздо лучше своего предшественника. И основной, и запасной находятся за спиной, поэтому ничто не ограничивает пожарному обзор, запасной к тому же управляемый. Кстати, в августе прошлого года семеро российских парашютистов именно на "Леснике-3" приземлились на пик Ленина, на высоте 7200 метров над уровнем моря. Предполагалось, что в Свободном прыжки будут совершаться с модифицированного самолета АН-3, который должен был специально для этого прибыть из Магадана. Однако плохие погодные условия задержали его, и прыгать пришлось с привычного всем АН-2. Но это нисколько не убавило остроты ощущений. Между прочим, за две недели семинара каждому из его 42 участников необходимо совершить 12 прыжков. Но много времени пожарные инспектора уделяют и теоретическим занятиям: изучают передовые технологии тушения крупных лесных пожаров, маневрирование, которое позволяет, перебрасывая технику и людей в пожароопасные регионы, наиболее эффективно их использовать. Если раньше главной задачей парашютистов-пожарных была ликвидация малых очагов, что позволяло не допустить разрастания пожаров, то теперь зачастую бой с огнем приходится вести на широком фронте. Сказываются недостаточное финансирование для организации авиапатрулирования (поэтому пожарные прибывают на место, когда огонь уже бушует вовсю), слабая материально-техническая база лесничеств и сельхозпредприятий, которые принимают участие в тушении, и, конечно, участившиеся случаи намеренных поджогов лесов. Нормой стал и парадоксальный порядок финансирования: не накануне пожароопасного периода, то есть в феврале - марте, а в разгар лета, когда со всех сторон раздается: "Горим, братцы, горим!" В этом году наблюдаются, с одной стороны, подвижки к лучшему (например, Свободненский отряд лесной авиации уже обеспечен годовым запасом топлива для самолетов), но с другой - норма налета часов на патрулирование лесов и "обслуживание" пожаров для всей Амурской авиабазы сокращена почти вдвое (в 2003 году было свыше тысячи часов, теперь планируется только 546). Одно из двух: надо либо какое-то время держать самолеты на приколе, либо растянуть этот лимит на весь пожароопасный период. ...Яркие купола парашютов расцветают в белесой дымке, красными, оранжевыми, зелеными пятнами стелются по снегу. В этом есть особая прелесть, как, наверное, и в том, чтобы мчаться из Подмосковья на помощь коллегам на Камчатку или Алтай и прыгать с небес в зону огня где-нибудь в забытом богом лесном уголке, где никто не подготовил тебе площадку и откуда только вертолетом можно выбраться, но... вертолет откомандирован уже в другое место. Низкая для столь рискованного дела зарплата, вечные неувязки то с транспортом, то с питанием... Что держит этих людей в профессии? Ведь посмотришь - сплошь мужики зрелые, по 20 - 25 лет в лесоавиаохране. - А у нас если человек проработал два-три года, потом уже остается навсегда, и на пенсию его не выгонишь, - говорят инспектора парашютной и десантно-парашютной службы. - Может, болезнь такая. Может, романтика вдохновляет. А может, приносит моральное удовлетворение конечный результат нашей работы, ведь все мы, в конце концов, патриоты лесоохраны.

Возрастная категория материалов: 18+