- Борис Алексеевич, у науки так много проблем, что депутатам, работающим в других комитетах, нужно тратить свое время и энергию для создания межфракционного объединения? - Как сказал нобелевский лауреат, ученый с мировым именем Жорес Алферов в своем вступительном слове, самой большой бедой российской науки сегодня является не столько низкое финансирование, сколько невостребованность научных результатов. Научно-технический потенциал, который есть в стране, стране не нужен! В Госдуме сегодня немало докторов и кандидатов наук, людей, посвятивших жизнь научной деятельности, которые не могут мириться с таким положением. Если мы не поднимем науку, Россия так и останется сырьевым придатком. - Но что могут депутаты? - Добиться общественного обсуждения проблем в науке и развитии наукоемких технологий, инновационной деятельности, Остро стоит вопрос о статусе научного сотрудника и "прилипалах" к науке. Это я особо подчеркнул - не секрет, что в последние годы российской истории появилось очень много "ученых", которые, являясь политиками, губернаторами, сенаторами, власть предержащими людьми, параллельно как бы защищают диссертации. Они что, гении, раз все успевают? Но тогда страна поднималась бы как на дрожжах... Как только я начал работать в Госдуме, ко мне поочередно подошли три человека, предлагая себя в помощники депутата для написания диссертации. Когда я сказал им, что я доктор наук и профессор советского периода, они спросили: а почему вы сами другим не пишете за деньги? Такой цинизм становится общественной бедой. Идет девальвация науки, научного звания. Надо разбираться со статусом научного сотрудника, потому что те, кто днюет и ночует в лабораториях, кто на самом деле способен заниматься наукой, уходят в другие отрасли, потому что у них средств к существованию нет. Надо решать вопросы привлечения и закрепления молодежи в науке. Потому что именно молодежь способна что-то сделать, поднять страну. Второй блок вопросов, который требует широкого обсуждения, - организация науки. Я бы назвал это "блок трех К". Объясню, почему. На пресс-конференции я привел пример Келдыша, Королева и Курчатова. Есть крупная личность и крупная научно-технологическая проблема. Личность рождает проект, для реализации которого идут крупные институциональные преобразования в стране. Реализация проекта позволяет человечеству выйти на новый цивилизационный уровень. Курчатов. Проект создания атомного оружия. Учреждена лаборатория N 2, которая впоследствии стала институтом атомной энергии имени Курчатова. Под проект создана отрасль промышленности - средмаш, то, чем сегодня руководит Министерство атомной энергии. Королев. Проект запуска ракет в космос. Создание в Подлипках фирмы, которая сегодня называется корпорацией энергии имени Королева и город носит имя Королев. Создание новой отрасли, которая подчиняется космическому агентству "Главкосмос". Военное назначение, коммерческое. Келдыш. Проблема вибрации, когда самолеты разбиваются при посадке. Работает та же схема - есть крупная личность, проект, появляется новая отрасль в промышленности, есть мощный результат. - А сегодня эта схема не работает? Может быть, крупных личностей не хватает? - Мы с Жоресом Алферовым знакомы давно. Я был замминистра образования, он еще не был нобелевским лауреатом. Он пришел и говорит: есть идея. Хочу повторить то, что сделал Петр Первый. Вот у меня физико-технический институт имени Иоффе. Я директор. Но я хочу пойти дальше - создать учебно-научный центр для школьников. И он это сделал. Он меня водил потом по всей гимназии, расположенной прямо на территории его института. Далее Алферов захотел создать университет, чтобы там учились в аспирантуре, магистратуре, докторантуре. А после этого создать технополис. Получится замкнутая триада - он берет школьников, воспитывает их до 11-го класса, затем они поступают в различные вузы, но не порывают связи с Алферовым. А потом возвращаются к нему в университет и начинают заниматься наукой вплотную под руководством нобелевского лауреата. Готовят научный продукт для страны - нанотехнологии, за которыми будущее. Алферов говорит: "У меня есть инвесторы, англичане, другие страны". Алферов - это имя, в него готовы вкладывать. Но за державу обидно. И я тогда, работая в министерстве, попытался ему помочь - мы подготовили документы, но наткнулись на такую колоссальную стену чиновного крючкотворства и бюрократии, которую не смогли пробить. Университет постановлением правительства так и не был создан. Крупные ученые есть. Надо строить технополисы для осуществления прорывных технологий в науке. Надо возродить систему "трех К": крупный ученый - крупный проект - крупная реализация. Тогда будет крупный результат. Третий блок вопросов, которые нужно решать, - наука должна вывести страну на инновационный путь развития, помочь ей "слезть" с трубы нефтяной и газовой, как наркоману с иглы. Это процесс не одного дня. Страна сырьевая, и одним скачком из этого состояния не выпрыгнешь - штаны порвешь. - Борис Алексеевич, вы приняли участие в создании еще одного межфракционного депутатского объединения "Север и Дальний Восток России". - Проблемы Дальнего Востока и Севера - специфические и не могут попасть под одну канву с центральной частью России. Хотя кое у кого есть желание уравнять в правах центр и окраины. Минэкономразвития, например, обсуждает новую схему территориального деления, упразднение льгот и надбавок и т. п. Мы считаем, что необходимо показывать всей стране особенности жизни людей на Дальнем Востоке и Севере. Дело не только в климатических условиях, но и в качестве жизни. Один человек может пойти в Третьяковку или в Эрмитаж, а другому для этого надо преодолеть десять тысяч километров. Чтобы попасть в столицу Родины, одному хватит полтора часа на электричке, если он живет в Рязани, другому - девять часов на самолете. Если мы хотим, чтобы страна была единой, мы должны учитывать особенности регионов. И если качество жизни страдает, люди должны получать за это компенсационные выплаты. Надо восстановить привлечение и закрепление людей на этих территориях с помощью надбавок и вообще не обсуждать тему снятия льгот. Иначе мы потеряем и Дальний Восток, и Север. - Всю неделю вы встречались с избирателями. О чем вас чаще всего спрашивают? - Мне много вопросов задают по поводу образования, в частности, об этом спрашивали учителя свободненской гимназии N 9. Удовлетворен тем, что Николай Иванович Булаев, который стал председателем комитета Госдумы по образованию и науке, выступил с планами, которые пошли даже дальше, чем мои. Когда я баллотировался, я говорил, что буду отстаивать социальный статус учителя и развитие материальной базы школ, в этом я вижу суть школьной реформы. А Булаев намерен добиться бесплатного питания детей и бесплатных учебников. Меня приглашают на все заседания комитета по образованию и науке, стараюсь в них участвовать. Хоть я и не вошел в этот комитет, но проблемы мне близки. Я хорошо знаю и нового министра образования и науки Андрея Фурсенко, знаком с ним с тех времен, когда работал в Санкт-Петербурге. Он создал инновационный центр на объединении "Светлана". Это мощный ученый, сильная организационная фигура. Думаю, его назначение внесет коррективы в тот шумно-реформаторский курс, который проводился прежним министерством. Это еще раз убеждает, что моя борьба против непродуманных реформ была полезной. - Не могу не спросить вас о новом премьере. - Фрадков выступил перед депутатами, произвел неплохое впечатление. Но я вспоминаю свою статью, написанную более двух лет назад - "Власть для народа". Там я даю анализ работы администрации президента, партий, правительства. Статья есть на моем сайте. Я писал, что надо прекращать двоевластие между аппаратом правительства и администрацией президента. Президент должен возглавлять исполнительную власть и что три президента-центриста последовательно приведут страну к успеху. И вот сейчас мы получили не столько назначение Фрадкова, сколько согласованность действий двух аппаратов. Они будут работать синхронно, а не в противофазе. Хорошо подобранная управленческая структура сможет эффективно реализовать задачи, поставленные лидером. Кроме того, я хорошо познакомился с заместителем премьера Жуковым - он не только крепкий финансист, но и сильный шахматист, президент шахматной федерации России. Мы проводили первенство Думы по шахматам - он занял первое место, а я второе. - Даже на шахматы время находится? - Вечерами. А в целом я считаю, что все выстроилось достаточно оптимально - интересы региона я отстаиваю в комитете по энергетике, транспоту и связи, а также в межфракционном депутатском объединении "Север и Дальний Восток России", куда входят еще двадцать три депутата-дальневосточника. Интересы науки - в объединении "Наука и высокие технологии". Думаю, что и наша работа с департаментами обладминистрации, депутатами областного Совета будет конструктивной. Нужно просто повернуться лицом друг к другу и действовать сообща.

Возрастная категория материалов: 18+