Всё началось с фортепьяно в соседнем подъезде

Перед детьми, как на сцене, — не спрячешься, не слукавишь. На неискренность и сентиментальные сюсюканья они реагируют остро: «Не надо со мной как с маленьким!» Татьяна Бедерина с ними как со взрослыми, наверное, поэтому ребятня и тянется к ней. И с разговорами о творчестве, и с домашними радостями и проблемами. Нет, на добренькую тетеньку директор Благовещенской центральной школы искусств не похожа, привлекает она терпением и деловитостью. Ее искренность, увлеченность и внешнее обаяние стали залогом успеха в непростой работе педагога и руководителя большого коллектива настоящих фанатов нетленного творчества.

Отражение ее — в детях

После занятий сольфеджио, пением, хореографией разбегаться детвора не спешит. В «храме искусств» уютно и тепло от волшебных скрипичных и оркестровых звуков и от развешанных детских рисунков. Директора привычно ожидают не только деловые посетители или коллеги, но и дети, у которых по-своему важные секреты и сложности.

— Убегаете? Торопитесь? А мы-то вас ждали... — порой обижается детвора. На директорских плечах Татьяны Леонтьевны так много неотложных дел. Закопаться в горах администраторской документации, сказаться занятой и... отмахнуться — легче легкого, но чего же тогда ожидать в ответ, кроме равнодушного «здрасьте»? Прирожденному учителю это не под стать. Татьяна Бедерина на своем месте не ради галочки, а по зову души. Слово директора аргументированно, взвешенно не только для взрослых. Ставить себя на место ребятни, выслушивать и говорить только на равных — для нее правило непреложное. Хотя скатиться к поучениям у любого педагога всегда найдется предостаточно поводов. Дети — создания чистые, невинные. Откуда же среди них берутся шкодники и откровенные хулиганы?

Уже на второй день после недавнего открытия здесь персональной выставки Яны Полищук центральная картина экспозиции — автопортрет маленькой художницы — оказалась почерчена ручкой мальчишки... Когда Яна узнала о случившемся, руки опустились и рисовать дальше не хотелось. Первому желанию схватить пакостника за шиворот, отругать за дрянной поступок Татьяна Леонтьевна не поддалась: — Я считаю, что злости в педагоге быть не должно, тем более к детям. При желании все можно исправить!

Поругать стоит только для того, чтобы маленький человечек понял и задумался: надо ли так поступать? Может, и правда, ребенок всегда заслуживает оправдания, а упущения и недоработки педагоги и родители пусть ищут в себе? Даже в такие моменты дети должны чувствовать, что их любят, что это только поступок плохой, а они сами хорошие и нужные здесь.

— Проступки — дело неприятное, но все-таки поправимое, — уверена директор. — Ставить крест на формирующейся личности, не доверять ей и не давать возможности исправиться просто недопустимо! Особенно грустно, когда такое случается со стороны родителей...

За годы своей преподавательской деятельности Татьяне Леонтьевне много раз доводилось общаться с детишками замкнутыми, затравленными, у которых просто, очевидно, что-то не ладится в жизни. Взрослому и то порой непросто справиться с навалившимися неприятностями, а каково ребенку? Сразу поделиться наболевшим готов не каждый. Педагог неизбежно становится и психологом. Подходить к больной теме как будто издалека, располагать к доверию — этому, если любишь детей, даже учиться не надо.

— Когда уже понимаешь, в чем дело, то всякий раз убеждаешься, что сам ребенок очень хороший, у него богатая и полная душа, — замечает Бедерина. — Все остальное преходяще. Детям нужно доверять, на них можно положиться, и тогда они очень стараются это оправдать, боятся подвести.

...Оглянешься назад, на свои детские годы, и невольно содрогнешься: мне с такими педагогами не повезло. Решиться заговорить со строгой теткой-учительницей было просто жутко! У той на лице немыслимый опыт и самомнения на троих хватит. Малышам, которых обучает Татьяна Леонтьевна, такого, к счастью, не приходится испытывать. Они крохи — значит и она присаживается на стул, чтобы не возвышаться грозно и неприступно. Правда, эти обезьянки тут же садятся перед ней на корточки! Как тут не рассмеяться. И они улыбаются, словно зеркала.

В центральной детской школе искусств обучается около 600 детей. Под началом Бедериной трудятся 50 педагогов, в основном это женщины, не избалованные высокой зарплатой. Объединяют их общие творческие идеи и цели, а вдохновляет настоящий энтузиаст.

Ложки и вилки — первый инструмент?

Из-за конкуренции многие подобные учебные заведения готовы обучать всех желающих посещать занятия. Школа искусств позволяет себе делать отбор. Устраивает «прослушку» и выбирает более способных. В детстве Татьяны Леонтьевны это считалось нормой. Неуемное стремление Тани к музыке походило на одержимость, но по иронии судьбы волшебный мир звуков не спешил распахивать ей свои двери. Фортепьяно в их семье никогда не было, а добираться до музшколы — не ближний свет, ехать через весь город. Но слезы маленькой девочки способны творить чудеса. Родители сдались и отдали дочку заниматься музыкой. Но добросовестное разучивание гамм и нотной грамоты длилось не больше полугода. Долгие ожидания на автобусных остановках неминуемо заканчивались предательским кашлем и строгим постельным режимом.

Первым не выдержало материнское сердце: «С меня довольно!» На этом обучение и закончилось. От препятствий и запретов тяга к музыке, как первая любовь, только крепла. На кухонном столике ежедневно раскладывались свежевымытые ложки и вилки. Любому ребенку ясно — это импровизированная клавиатура. Правдиво сказано: «Ищите — и найдете, стучите — и отворят». Фортепьяно для Тани нашлось... в соседнем подъезде. «Приходи, играй сколько хочешь. Ключ всегда под ковриком!» — поддержали знакомые. Быть может, благодаря этому обстоятельству интерес не угас, а в третьем классе она снова пошла в музшколу и окончила ее блестяще.

Следом были музучилище, Владивостокский институт искусств. Татьяна Леонтьевна прекрасно играет на фортепьяно, дирижирует, а ее хор «Детство» в течение 24 лет не раз становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Слышать и понимать песенную многоголосицу руководитель научилась еще в студенчестве, когда вела вокальную группу во Дворце пионеров.

Когда голос, как птица

— Даже не знаю, на какое отделение ребенка записать... Их здесь вон сколько, и успеть хочется всюду, — размышляют родители, переступая порог школы.

Действительно, выбор нелегкий, задумаешься! В этом году Центральная школа искусств отметит 55-летний юбилей. За 15 лет Бедериной в роли директора здесь заметно разрослось музыкальное отделение (оно самое многочисленное — 10 специализаций!), открылись новые отделения: эстрадное, хореографическое, эстетическое, а для самых маленьких — школа «Первые шаги». А еще укрепилась материальная база, появились новые перспективные кадры, которые и куют авторитет настоящего храма искусств. Это царство Терпсихоры, Каллиопы, Эрато. Здесь кипит творчество и раскрывается потенциал даровитой ребятни.

— Отвлечь от улицы — это еще не все! — говорит директор. — Важно увлечь прекрасным, на это направлена вся внеклассная работа.

Какой же родитель враг своему ребенку? Только мотаться в центр Благовещенска ради занятий искусством под силу не всякому. Вопрос о расширении поля дополнительной образовательной деятельности назрел давно. Ведь для развития детей в отдаленных районах города порой нет ни одного очага культуры. Забывать об этом стыдно, а оставлять все как есть попросту несправедливо. С легкой руки Татьяны Бедериной и при поддержке важных лиц на местах ситуация постепенно начала меняться. Так, пять лет назад на базе общеобразовательной школы в Чигирях появился фольклорный коллектив «Веселые наигрыши», где дети учатся играть на деревянных ложках. В школе N 28 — скрипичный ансамбль, N 9 — хоровое отделение, в школе N 4 недавно открылось отделение хореографии, а в пятой — не умолкают звуки подросткового духового оркестра.

Если бы каждая школа отличалась каким-либо особенным направлением, пожалуй, и бездельников, и хулиганов в наших дворах поубавилось бы.

— Мы стремимся поднимать уровень своей школы, — говорит Татьяна Леонтьевна. — Пусть не все удается, но стремление развиваться и создавать не пропадает.

Правда, сложностей — хоть отбавляй. Каждый коллектив нужно обеспечить инструментами, красиво одеть. Если бы все были такими же энтузиастами и верили, что все получится, то работалось бы легче. К сожалению, поддержку и понимание даже со стороны родителей находишь не всегда... А ведь занятия музыкой, например, развивают и интеллект. К тому же музицировать в наше время очень престижно! Кстати, этот престиж красноречиво подчеркивают многочисленные конкурсы.

Самые способные, а может, просто очень старательные детишки из школы искусств не раз выезжали за рубеж. Начало было положено Китаем еще в 80-х годах. Но серьезные заявления о себе начались года три назад, когда 35 ребят с музыкального отделения выехали на остров Мальту, на международный конкурс академических хоров. Но прежде чем оказаться в числе восьми коллективов из Англии, Финляндии, Италии и Греции, они заявили о себе на международном туре в столице, где участвовало более ста хоров со всей России. Из поездки в Италию на Мальту хор вернулся лауреатом (вышел в полуфинал и занял второе место после российского хора «Аланья» из Владикавказа). Это стало счастливым билетом на международные конкурсы и хоровые школы. Последовали завидные приглашения в Германию, Испанию, Францию. В 2002 году хор амурской школы искусств побывал и в Италии и вернулся с тремя дипломами: «Детское хоровое пение» (занимались с итальянскими дирижерами), «Пение в стиле спиричуэла» (негритянские духовные гимны), а также «Именной диплом дирижера».

— Русскую хоровую школу во всем мире считают одной из лучших. Наверное, потому, что песенные коллективы из прочих стран привыкли к залам с образцовой акустикой, а мы вынуждены подстраиваться под помещения, совершенно не пригодные для пения вживую. К сожалению, в таких условиях невозможно уловить всю красоту. А итальянский собор с гигантским куполом по всем канонам подходит для хорового исполнения. Стоит открыть рот, и голос парит, как птица!

Словом, когда мы очутились в тех условиях — восприняли это как сказку. Пару лет назад в школе появился маленький Моцарт — первоклашка Коля Хозяинов. Белокурые волосы, глазенки, как озера. Все заметили его уникальное дарование пианиста. Сегодня он учится в Москве. Его круг — знаменитые дирижеры, а жизнь — бесконечные гастроли за рубеж. Пусть далеко не каждого ожидает столь звездное будущее, но стремление директора нашей центральной школы привлекать и раскрывать юные дарования заслуживает самых горячих аплодисментов! А поддержка таких энтузиастов зависит от понимания. Если оно будет, то и детям нашим жить станет интереснее.

Возрастная категория материалов: 18+