С развитием цивилизации один Человек находит все новые и более интересные занятия, а другой берет на себя его ежедневные заботы. С течением времени их становится больше. Увеличивается и количество профессий, связанных с обслуживанием населения. Сколько их сегодня в Благовещенске? Сложно сосчитать. Однако объединяет специалистов одно - желание облегчить жизнь другим. Что для этого нужно, корреспонденты "АП" накануне профессионального праздника выяснили у тех, кто нас обслуживает. Покупатель - не потребитель. Он - мать, муж, ребенок! Так как на носу праздник, а значит, все должны быть красивыми, первым делом мы отправились в один из отделов, торгующих косметикой и парфюмерией на Амурской ярмарке. В стеклянных витринах разглядывает роскошный ассортимент помад женщина в скромном пальто, мужчина в богатой куртке. Продавцы-консультанты здесь не оставляют без внимания никого. - Что вам подобрать? - улыбается Елена Шеина. - А что бы вы выбрали в честь своего профессионального праздника? Кстати, поздравляем вас с Днем работников торговли, бытового обслуживания и ЖКХ! - Честно говоря, об этом празднике впервые слышу. А вот профессиональный День работников торговли, который в июне, обязательно коллективом отмечаем. Спасибо, что сказали. А когда этот? В воскресенье? Для меня выходной вообще - день приятный, а теперь еще и праздник отметим. - Лена, в чем, по-вашему, "соль" профессии продавца красоты? - Думаю, что главное - отношение к клиенту. Он - мать, муж, дочь. И товар ему предлагаешь, словно родному человеку. Правда, покупатели у нас еще не привыкли к обилию продукции, к высокому качеству услуг. Если приходят за дорогой косметикой, то часто спрашивают про скидки, подарки. Иногда доходит до смешного. Буквально вот в преддверии 8 Марта зашли пятеро мужчин. "Нам, пожалуйста, подарки любимым. Рублей так на триста каждый". Выбирали долго. В итоге купили женщинам недорогие духи, а себе приобрели туалетную воду за две с половиной тысячи. Как-то пожилая дама хотела купить помаду "как у Кристины Орбакайте в клипе". Подобрали, однако "не сошлись в цене", и клиентка просто обругала консультанта. "Мастерству научиться можно. Душевности - нет" Так считает Татьяна Дубик, частный предприниматель, хозяйка салона-парикмахерской. - Конечно, важно качество. Но если клиент не почувствует, что его здесь ждут, ему всегда рады, то больше не придет. Сегодня это - главное, - говорит Татьяна Валентиновна. - Специалисты подсчитали: четыре процента клиентов меняют парикмахерскую из-за качества стрижки, в то время как более 60 - из-за отсутствия контакта "клиент - мастер". Современный парикмахер - и собеседник, и психотерапевт, и еще много кто... Такой вот подход здесь. Клиент сегодняшний, по словам Татьяны Валентиновны, - профессиональный клиент. Он разбирается в новинках, знает правила ухода за волосами, руками, ногами. Он очень требователен к уровню мастера. Даже к его внешнему виду! Если клиенту просто не понравилось, как его встретили, он найдет другого мастера - в Благовещенске более 150 парикмахерских. Как профессионал, а также как потребитель (все мы люди) Татьяна Дубик говорит: "Обойдя с пяток городских салонов красоты, я выбрала косметолога отнюдь не из-за кожаных диванов в холле. Нет, я искала виртуоза своего дела, обаятельного человека. Хотя работает она в довольно скромных условиях. Я увидела желание помочь мне. И неважно, далеко салон или близко: я поеду к такому мастеру хоть на край города!" Как платят - так и трудимся Еще осенью в Приамурье пришли снегопады, не прекращавшиеся всю зиму. И весной они доставили нам немало хлопот. Сейчас улицы превратились в сплошной каток. Борьбу за невредимость рук и ног благовещенцев ведут дворники. - Каждый день приходится лед долбить. Я хоть и не старый, руки болят от этой долбежки, - вздыхает Серега (так он представился). - И ничего не поделаешь: четверых детей да двух племянников кормить надо. Ну и жену, конечно. Она тоже работает в поте лица, а получает гроши. Раньше Сергей работал крановщиком в АООТ "Комплект". Получилось так, что люди стали там не нужны... Шестой год дворничает в благовещенском РЭУ N 16. Было за эти годы на его памяти и хорошее, и плохое. Последнее чаще. Вот и сегодня, накануне профессионального праздника, у Сергея настроение неважное: - Чему радоваться? Праздник праздником, а на что его отмечать? Платили бы вовремя да по труду. Непросто стало работать: обслуживаем сейчас второй и третий микрорайоны - тресты объединили. Денег от этого не прибавилось: не спешит население рассчитываться за услуги коммунальщиков. Хотя коллектив ремонтно-эксплуатационного участка по традиции будет отмечать профессиональный праздник в кафе, работники ждут совсем не веселья. - Будет праздник, если зарплату дадут, - спешит на вызов сантехник Николай (фамилию назвать не пожелал). - Я - мастер второй категории, получаю 3300, а зарплата мастера первой категории выше всего на 400 рублей. При такой "смешной" оплате труда нам еще премию урезали! Если раньше давали 30 процентов от зарплаты, то сейчас 13. Почему - никто не знает. Пусть население не обижается на нас, но как платят - так и работаем. Что наша жизнь без них? Профессиональный праздник День работников торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года. Отмечается он в третье воскресенье марта. Не забудьте завтра пожелать здоровья и дворнику, который каждое утро будит вас, шурша метлой по тротуару, и сантехнику, врачующему "насморк" у вашего крана. Улыбнитесь продавцу, когда покупаете хлеб, и "цирюльнику", который приводит в порядок ваши волосы и мысли. Скажите доброе слово официантке, аптекарю, банщику, киоскерше, швее. Ведь этот день - праздник не только отраслевых министров, но и всех тех, кто ежедневно нам служит. Что наша жизнь без них?

Возрастная категория материалов: 18+