Такое перетекание есть, общее же количество остается примерно на одном уровне. На первое января 2004 года в области функционировало, подчеркну - реально работало, 2618 малых предприятий, более 36 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и 1568 крестьянских фермерских хозяйств. В качественном отношении изменения более существенны. Растет объем производства. Так, в прошлом году малыми предприятиями произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму 6265 млн. руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году. Из общего объема 37 процентов составляет промышленная продукция. Ее выпуск увеличился к уровню 2001 года в 6,3 раза и составил 2345 млн. руб. Объем строительных работ увеличился в 1,9 раза и составил 1617 млн. руб. Сегодня благодаря малым предприятиям мы перестали испытывать дефицит многих видов продовольствия: мясных полуфабрикатов, колбасныx, хлебобулочных, макаронных изделий, рыбной и цельномолочной продукции, майонеза, мороженого, безалкогольных напитков. Многие успешно работают в непродовольственной сфере, выпуская деловую древесину, строительные и пиломатериалы, швейные изделия, мебель. - Владимир Николаевич, каковы итоги деятельности 36 тысяч предпринимателей без образования юридического лица? - Они заняты главным образом в торговле и общественном питании (более 80 процентов всех предпринимателей), в бытовом обслуживании (семь процентов). Но с каждым годом все лучше осваивают и производственную сферу. К сожалению, нет полных статистических данных. По экспертной оценке, предпринимателями произведено продукции на сумму свыше 600 млн. руб., оказано бытовых услуг на 157 млн. руб. В целом всеми субъектами малого предпринимательства в 2003 году произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму свыше семи миллиардов рублей, что составляет около 14% валового регионального продукта. Думаю, что фактически этот вклад значительно больше - статистическая отчетность не отражает по разным причинам реальную ситуацию в этом секторе экономики. Но до показателей развитых стран нам очень и очень далеко. - А каковы географические предпочтения малого бизнеса? - Безусловно, точкой его притяжения является областной центр. Здесь сосредоточено около 50% всех субъектов малого предпринимательства. Далее - города областного подчинения: Белогорск, Свободный, Тында. В какой-то степени малый бизнес развит в районных центрах и, к сожалению, меньше всего - на селе. Тому есть причины. В крупных городах обращается основной капитал, здесь проще развивать собственное дело, поскольку и уровень подготовки специалистов выше, и шансов получить банковский кредит больше. - О том, что предпринимает власть, чтобы помочь малому бизнесу, мы в последнее время писали немало. Говорили и о программах подготовки кадров, и о помощи в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Хотелось бы взглянуть на проблему с другой стороны. Как вы думаете, что сегодня зависит от самих предпринимателей? - Многим не мешало бы быть несколько активнее, даже для того, чтобы использовать возможность получения выделяемой финансовой помощи. К сожалению, в прошлом году из средств, зарезервированных на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам 900 тысяч рублей вернули в бюджет. Не могу сказать, что в проведенных в прошлом году конкурсах было очень много участников. У некоторых из потенциальных участников бизнес-планы оказались недоработанными. История повторяется и теперь. А между тем сетования по поводу высоких процентных ставок на кредиты банков приходится слышать чуть ли не ежедневно. Недостаточно активно предприниматели реализуют и возможность получения займов из областного фонда поддержки малого предпринимательства. Много сейчас говорят по поводу административных барьеров. Безусловно, они есть. Но ведь их "возведение" порой провоцируют сами предприниматели, когда выстраивают бизнес, не оформив как надо документы, не доведя до конца решение арендных и иных вопросов, подписывая договоры без детального изучения. Иногда пытаешься помочь в спорных ситуациях, но, изучив документы, понимаешь, что сделать это невозможно. Разве что посетуешь: почему подписали договор на заведомо дискриминационных условиях, которые вас не устраивают? И посоветуешь решать спор в судебном порядке. - Владимир Николаевич, готовы ли предприниматели объединяться для решения насущных вопросов, и как это происходит? - Не очень активно. Сегодня есть областной союз промышленников и предпринимателей, его подразделения в городах и районах, несколько гильдий, например кулинаров и рестораторов, риэлторов, хлебопеков. Но все эти общественные организации объединяют небольшое количество предпринимателей, структурно и функционально пока слабы, не имеют исполнительных органов. Хотя, безусловно, играют свою положительную роль. Именно общественные объединения предпринимателей могли бы исполнять определенные функции по защите интересов тех, кто рискнул открыть свое дело. Кому как, не людям, работающим в жестких рамках существующих законов и нормативов, видно, что в них нужно изменить, чтобы вздохнуть свободнее. Труд предпринимателя в нашей области востребован. Именно благодаря малому бизнесу у нас сегодня нет проблем с техническим обслуживанием автомобилей или автостоянками, с индивидуальным пошивом одежды... Перечень можно было бы продолжить. Но в целом малый бизнес пока еще не занял все ниши, в которых мог бы существовать с пользой для общества и прибылью для себя. - Например? - Переработка картофеля, овощей. Практически нет ни одного малого предприятия в жилищно-коммунальной сфере, а между тем в других регионах такой опыт уже есть, и он весьма успешен. А много ли у нас малых предприятий занимается озеленением и благоустройством города? В Европе и США малый бизнес в этой сфере очень развит. Можно разбивать клумбы, проводить озеленение, благоустраивать территорию, в том числе и с применением промышленных технологий. Нет пока малых предприятий, внедряющих ноу-хау наших научных и учебных заведений. Не заняты ниши в сфере ремесленничества и народных промыслов, бытового обслуживания. Например, прачечная в студенческом общежитии с современными машинами-автоматами при оптимальной стоимости услуги, наверное, была бы востребована. В общем, у нашего малого бизнеса большое будущее.

Возрастная категория материалов: 18+