Слабые духом спиваются и "скуриваются", работают спустя рукава где придется или качают деньги с престарелых родителей. Очень "популярно" воровство. Престижным считается уехать в город на учебу. Это в первую очередь "способствует" деградации сел и деревень. Потому как получать образование отправляется "золотая" молодежь: самые умные, целеустремленные, талантливые. Но окончив вуз, они вернуться в родные пенаты не спешат. На последних курсах студенты подыскивают работу и жилье в городе. Ушлые девицы стараются выйти замуж за "прописанного" и побыстрее "закрепиться" ребенком. Прожив пять лет в городе, не каждый человек сможет существовать в ограниченном пространстве так, как раньше. Душно. Тесно. Скучно. Я сама, помню, уезжая на учебу в Благовещенск из Тынды (и не деревня вроде), со слезами обещала родным и подружкам: "Вернусь обязательно. Как я без милой родины!" Но летели студенческие годы, и желание постепенно угасало. Приезжая на каникулы, я все чаще оставалась сидеть дома с мамой. После благовещенской жизни развлекаться по местным меркам я просто разучилась. А что говорить о представителях глухомани? Из всех развлечений там - только танцы по субботам. И на них молодежь идет в пьяном виде, потому что алкоголь - тоже одна из разновидностей развлечений. Я уже молчу о конопле, вкус которой знаком деревенским подросткам с детства. Помню, как год назад мы ездили по области с самодеятельными коллективами Благовещенска в "Молодежном поезде". Выступали в городах Белогорске, Тынде... Там культура еще "не одичала", и "аборигены" встречали амурских "звезд" радостно, хоть и сдержанно. Находясь в Сковородине, наш эскорт решил завернуть в село Черняево. На Доме культуры мирно покоился навесной проржавевший замок. Видимо, с ключом к нему не подбирались уже долгое время. Видели бы вы восторг местных детей и подростков, когда они смотрели на сцену! Перед ними выступали их же сверстники и земляки. Но у меня сложилось впечатление, что на деревянном помосте пели, как минимум, живые "битлы" или, на худой конец, Филипп Киркоров - такой стоял ажиотаж. После концерта черняевцы окружили артистов, трогали их, брали автографы и адреса. А потом долго бежали вслед уходящему автобусу. Подобное шоу они видели первый раз в жизни. И, может быть, последний. Обделены они культурой и образованием. Уроженцы какой-нибудь "тмутаракани", окончив педагогический университет, останутся в областном центре. Пусть даже им придется работать в киоске или прачечной. Раньше, когда распределение было обязательным, деревенские школы регулярно пополнялись молодыми преподавателями. Сейчас "тмутараканскую" ребятню обучает старенькая Мари-Ванна, причем параллельно со своей "родной" биологией ведет и литературу, и географию, и физкультуру... Мужики и бабы (пардон, мужчины и женщины) с утра до вечера или работают, или пьют горькую. Каждый день. Из года в год. Старики тихонько доживают свой век за печкой или на завалинке. Малыши гоняют собак и возятся в грязном песке. Скоро они вырастут и вслед за старшими братьями выпорхнут из родительских объятий туда, где жизнь бьет ключом, а не теплится умирающей искрой.

Возрастная категория материалов: 18+