Александр Вертинский создал совершенно особый жанр музыкальной новеллы "песенки Вертинского". На его концертах одни плакали, другие насмешливо кривились, но равнодушных не было. Александр Николаевич родился в Киеве в 1889 году в семье адвоката. Через три года после его рождения внезапно умирает мать, а спустя два года - отец. Пятилетний Саша остается сиротой и воспитывается в доме одной из своих теток. Учился он плохо, и из второго класса императорской Александрийской гимназии по решению педагогического совета его перевели в менее престижную гимназию, откуда по причине неуспеваемости тоже исключили. Началась самостоятельная жизнь. Много позже, подарив в Шанхае свою фотографию Вертинскому, Шаляпин написал на ней: "Великому сказителю земли русской Александру от странника Федора". Думается, что слово "странник" в такой же степени подходит самому Вертинскому. Его жизненный путь от начала до конца проходил в скитаниях. Еще в юности он поменял немало профессий: в поисках хлеба насущного продавал открытки, грузил арбузы на баржи на Днепре, работал корректором в типографии, был даже помощником бухгалтера в гостинице, откуда его быстро выгнали за неспособность. Писал небольшие театральные рецензии. Накопив 25 рублей, Вертинский отправляется в Москву "за славой". Судьба заносит его в Театр миниатюр. Одной из первых работ Вертинского стал номер, называвшийся "Танго". Этот новый быстро вошедший в моду танец в театре поставили с элементами легкой эротики. На сцене прима-балерина и ее партнер в эффектных костюмах выделывали замысловатые па, а Вертинский стоял у кулисы и исполнял песенку - пародию на происходящее. Номер имел успех, и начинающий артист удостоился одной строчки в рецензии "Русского слова": "Остроумный и желанный Александр Вертинский". В 1913 году он попытался поступить в Художественный театр, но на заключительном этапе конкурса его забраковал сам Станиславский: великому реформатору сцены не понравилось, что Вертинский сильно картавил. В Театре миниатюр Вертинский предложил оригинальный номер "Песенки Пьеро". Для него изготовили экзотическую декорацию, создали соответствующее "лунное" освещение. И теперь артист выходил на сцену уже основательно загримированный и в специально сшитом костюме Пьеро. Он исполнял целый цикл миниатюрных песенок - "Минутку", "Маленького креольчика", "Попугая Флобера", "Бал господень", "Трех пажей" и т. д. Первое выступление - и сразу оглушительный успех. Последовали приглашения из других эстрадных театров. В 1916 году он уже стал всероссийской знаменитостью и совершал гастроли в провинцию, сопровождающиеся аншлагами. Вертинский пришелся по душе всем. Одни открывали в его песенках мир возвышенной неземной любви, другие, наоборот, находили в них средство погружения в гипнотическое состояние отрешенности. И для каждого у него находились слова утешения. В ноябре 1920 года Вертинский эмигрировал из России. Как только он ступил на чужую землю, сразу понял, что совершил непоправимое. И на исходе лет продолжал мучиться этой ошибкой молодости. "До сих пор не понимаю, откуда у меня набралось столько смелости, чтобы, не зная толком ни одного иностранного языка... будучи капризным русским актером, неврастеником, совершенно не приспособленным к жизни, без всякого жизненного опыта, без денег и даже без веры в себя, так необдуманно покинуть Родину... Что меня толкнуло на это? Очевидно, это была просто глупость! Юношеская беспечность. Может быть, страсть к приключениям, к путешествиям, к новому, еще не изведанному..." Карьера Вертинского в западно-европейский период его жизни складывалась в общем успешно. Его признание в качестве большого артиста было бесспорно. За границей наступила пора его полной творческой зрелости. Тогда в Париже (1925 - 1934 годы) было много соотечественников. Вертинский вращался в кругу таких выдающихся деятелей русского и мирового искусства, как Иван Мозжухин, Сергей Лифарь, Федор Шаляпин, Анна Павлова, Марлен Дитрих. Все эти десять лет он не знал недостатка в зрителе, он напел множество пластинок, которые слушали по всей Европе. Вертинский очень много зарабатывал в Париже и имел возможность создать себе значительное состояние, а может быть, и не одно. Несколько лет он был совладельцем крупного ресторана на Елисейских полях. Однако он не только не сделался миллионером, но и остался совершенным бессребреником, которому едва хватало на оплату житейских благ, поездок, посещений бесчисленных премьер всех артистических звезд Европы и Америки. А в советской печати в те годы появлялись только уничтожающие статьи об артисте. Вера Инбер писала в 1932 году: "В настоящее время выгнанный с позором из своей страны, он стал хуже, чем нищий и вор, он стал нахлебником парижских кабаков. Пробраться к нам в СССР он может только контрабандой". Незаслуженно обидный отзыв дал о Вертинском Леонид Утесов в книге "Записки актера". Он писал, что "Вертинский мог нравиться только людям с извращенным вкусом". Таким образом эти публикации создавали Вертинскому дурную репутацию, и информация о нем, которой могли располагать советские люди, была весьма неблагоприятной. В 1934 году Вертинский покинул Париж. Он отправился на гастроли в США - в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Тонкое чутье артиста уже уловило первые признаки "усталости" публики от его песен. Другой причиной было то, что в Европе было много российских артистов. В Румынии - Петр Лещенко, в Латвии с успехом выступал Константин Сокольский, в Париже набирала популярность юная Алла Баянова. Через год судьба забрасывает Вертинского в Китай, где в силу разных причин он застревает на долгие восемь лет. Поначалу, как и всюду, его сопровождает успех. Двадцать концертов в Шанхае (Шаляпин смог дать только два), и все с аншлагами. Но русская община в Китае была уже не такой многочисленной. К моменту приезда Вертинского в Шанхае было 30 тысяч русских, а в Харбине их осталось всего несколько тысяч. Как вспоминает ныне здравствующая 94-летняя Ефросинья Андреевна Никифорова, которой довелось слушать певца в 1936 году на концерте в харбинском "белом" зале Железнодорожного собрания, "в зрительном зале царила атмосфера большого национального праздника, энтузиазма, всеобщей взволнованности. На сцену вышел высокий, худой, немолодой человек. Изысканно сшитый фрак, сияющий белизной, крахмальная сорочка и воротник, перстни на пальцах, редкие волосы, поразительно красивый оскал. Вертинский пел без микрофона, но зал замирал, и всем было хорошо слышно каждое слово песни, виден каждый жест артиста. Вертинский любил этот город и называл Харбин "родной свечой на чужих дорогах". Жизнь в Шанхае была непростой. Неустроенный быт. Ежевечерние выступления. Бессонные ночи. Романы. Курение. Алкоголь. Вертинский мог много выпить, но никогда не был пьяным. В этом городе он по-настоящему влюбился. Случайные романы сменились сильным чувством к молодой жене, очаровательной юной грузинке Лидии Циргава, которое он пронес через всю оставшуюся жизнь. В Шанхае он впервые стал ощущать нужду. Лидия Вертинская вспоминала, что перед каждым своим концертом Вертинский выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова до следующего раза. В марте 1943 года Александр Вертинский написал письмо на имя Вячеслава Молотова. В нем есть такие слова: "Двадцать лет я живу без Родины. Эмиграция - большое и тяжелое наказание. Но всякому наказанию есть предел. Я артист. Мне 54 года, я еще вполне владею всеми своими данными, и мое творчество еще может дать много. Раньше меня обвиняли в упаднических настроениях, но я всегда был только зеркалом и микрофоном своей эпохи. Разрешите мне вернуться домой. Я еще буду полезен Родине". На этот раз его просьба была удовлетворена. После 23 лет эмиграции, в 1943 году, Вертинский с женой, тещей и недавно родившейся дочерью Марианной возвращается на Родину. И сразу же погружается в работу. Он очень много гастролирует, давая ежемесячно по 25 концертов, создает новые песни: "Доченьки", "Пред ликом Родины", "Памяти актрисы", "Последний бокал" и многие другие. География его поездок по стране простирается от Мурманска до Еревана, от Риги до Петропавловска-Камчатского. После войны его стали приглашать сниматься в кино. Режиссеры использовали его внешность и "врожденный аристократизм". Он стал лауреатом Сталинской премии, но не за свои песни, а за эпизодическую роль в фильме "Заговор обреченных". Обе дочери Вертинского - Анастасия и Марианна - унаследовали его особую утонченность, изящество и тонкую психологическую игру. От матери - большие романтические глаза и удивительный взгляд. ...Вертинского нет с нами почти полвека. Лидия Владимировна Вертинская, будучи талантливой актрисой и художницей, в основном посвятила свою жизнь мужу и дочерям. Оставшись в 34 года вдовой с двумя дочерьми, она не вышла замуж, навсегда сохранила глубокую привязанность и любовь к своему мужу. Сегодня Лидия Вертинская - женщина без возраста, поразительно красивая, грациозная, одухотворенная. Она совсем не похожа на мать своих взрослых дочерей, а больше - на их старшую сестру. Недавно ей исполнился 81 год. Обе дочери стали актрисами, хотя сам Александр Вертинский этого не хотел. Он считал, что актерский хлеб слишком тяжел. Последний концерт певца состоялся 20 мая 1957 года в Ленинградском доме ветеранов сцены. На следующий день, когда Вертинский и его аккомпаниатор находились в гостинице, артисту стало плохо. Лекарства под рукой не оказалось. Когда приехала бригада скорой помощи, было уже поздно. Вертинского не стало. Газеты о его смерти не сообщили.

Возрастная категория материалов: 18+