Для многих людей Нина Сазонова являлась олицетворением счастливого материнства, в то время как ее собственное материнство, трудные отношения с сыном зимой 2002 года все-таки закончились трагедией. Ее сын покончил с собой, а Нина Афанасьевна узнала об этом только спустя два месяца, потому что все это время лежала в коме. Немногие знают, что актрису в последние годы жизни мучительно истязал единственный сын. Тетя Паша Нина Афанасьевна родилась в Рождество, 7 января. В этом был особый смысл. Спаситель послал в этот день на землю именно ее, простую русскую женщину, которая стала великой актрисой - невероятно сердечную, душевно щедрую и наделенную многогранным талантом. Талант этот не просто радовал - иногда он даже спасал отчаявшихся. "Милая тетя Паша! Я очень давно лежу в больнице. И если Вы пришлете мне письмо, я положу его под подушку, и мне будет легче, потому что я знаю: такой человек как Вы, всегда поддержит". На конверте этого письма, отправленного 14-летней девочкой, значилось всего три слова: "Москва. Тете Паше". Однако спустя несколько дней в больницу пришел ответ. В Москве проживают десятки тысяч немолодых женщин, которых запросто, по-свойски зовут "тетя Паша". Но лишь одну из них могло найти письмо без адреса, а точнее - тысячи подобных писем, которые шли в Москву со всех концов страны. Ту единственную, которая светом добра прошла по экранам телевизоров в давнем уже многосерийном фильме "День за днем", у которой война отняла самое дорогое - мужа, любовь, семью. День за днем она входила в каждый дом, наполняя будни людей теплом и нежностью души. Женщина, ставшая матерью для всех. "Дорогая мама! Простите, что я, чужой человек, называю Вас этим светлым именем. Моя мать давно умерла. Но увидел ваши глаза, услыхал ваш теплый голос и будто вернулся в детство. Вы вернули мне память о самом дорогом человеке". Письма - как исповеди. Сколько таких исповедей приходило на имя сазоновских героинь! "У вас глаза матери..." Ее открыл для экрана Александр Довженко. Увидев актрису в одном из спектаклей, пришел к ней за кулисы. - Я хочу, чтобы вы играли в моем фильме, - предложил режиссер. - Это небольшая, но очень трудная трагическая роль. Мать, потерявшая на войне сыновей. Предложение большого мастера удивило Сазонову: - Да как же я смогу? Ведь я характерная актриса. И у вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и семи. - У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю все. У крестьянки Степаниды война отняла семерых детей. Образ исступленной горем матери занял в фильме всего эпизод, но этот эпизод обратил на актрису пристальное внимание всех известных кинематографистов. Спустя много лет Василий Шукшин как бы подытожит всеобщее впечатление: "Нина Афанасьевна Сазонова - воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться не иначе как с чувством трепетного почтения". Три тысячи фронтовых концертов У актрисы была очень драматичная судьба. Окончив театральную студию при Центральном театре Красной Армии, будучи начинающей актрисой, с началом войны она оказалась в составе той самой бригады актеров ЦТКА, которая вечером 22 июня 1941 года на Белорусском вокзале дала свой первый концерт. Потом этих фронтовых концертов в жизни Нины Сазоновой было три тысячи: выступала на грузовиках, в блиндажах, на лужайках и полянах, пела свои песни и частушки и в минус двадцать градусов, когда зуб на зуб не попадал. Под Харьковом бригада оказалась в окружении. Ее подруга и партнерша Антонина Романова погибла, все актеры и музыканты, кроме Сазоновой, попали в плен. Она сама чудом уцелела и стала пробираться к своим. Пряталась в чьем-то погребе. Когда в село вошли немцы, слышала наверху немецкую речь. Укрывалась в стоге сена и чуть не погибла: немцы, боясь партизан, проверяли сено штыками. Потом шла через лес, три дня вынуждена была пролежать в овраге с убитыми. Документы сожгла. В конце концов, собрав коров, которые разбрелись по лесу, и объясняя немцам, что ищет заблудившуюся скотину, она, как деревенская девчонка, прошла линию фронта. Ее долго проверяли в НКВД, но проверив, отпустили в Москву. Когда она вернулась в театр, на служебном входе ее не узнали. Ей было всего 24 года. Один театр на всю жизнь Долгая, почти 70-летняя творческая жизнь актрисы в единственном театре - Красной, Советской, Российской Армии складывалась по-разному. Долгое время она играла эпизоды и маленькие характерные роли и считалась непревзойденной актрисой эпизода. Лишь после пятидесяти ей стали предлагать главные роли. Но кого бы ни играла Сазонова в больших или маленьких ролях, она всегда воплощала женскую гордость, способность к самопожертвованию и нарушению всех формальных установок ради велений божеских и человеческих. В театре Нину Афанасьевну всегда любили - она была очень справедливым человеком. Как рассказывал мне народный артист Федор Чеханков: "В театре это была моя любимая партнерша. Мы играли с ней главные роли в спектаклях "Лес", "Ужасные родители". В последнем спектакле я играл ее сына Мишеля, она мою мать Ивонн. Спектакль имел успех и продержался в репертуаре театра десять лет. Играя этот спектакль, целуя на сцене руки Нины Афанасьевны и утыкаясь ей в колени, мне было очень легко говорить ей самое святое слово - мама. В жизни она была человеком очень практичным, умела выживать в самых трудных человеческих и театральных ситуациях. Пройти то, что она прошла, и к своим 60 годам стать первой артисткой в театре и заставить себя уважать - для этого требовалась огромная воля. Мы часто ездили с ней на гастроли, выступали в концертах. Ее очень часто звали именами ее героинь. К ней приходили женщины жаловаться на судьбу и просить совета. Она выслушивала всех и помогала чем могла. Когда мы уезжали с гастролей, ее купе всегда было уставлено подарками - новоиспеченные подруги несли ей, что Бог послал: варенье, мед, сало, подсолнечное масло, яйца. Она смущалась, отказывалась, а они уговаривали: "Нина, возьми, ведь в Москве зимой трудно". Они действительно становились ее подругами. Приезжали в Москву на ее спектакли, дни рождения, юбилеи, жили всегда у нее. И ей это не было в тягость. Она вставала рано, готовила на всех завтрак, на обед варила щи с грибами. И на гастролях было то же самое. После банкета мы могли лечь в четыре утра, но на следующий день она вставала раньше других, бодрая, свежая, будила нас всех и заваривала крепчайший чай. 9 мая 2002 года, когда в театре как всегда чествовали ветеранов, Нину Афанасьевну привезли в театр. Как оказалось, в последний раз. Она вышла на сцену, увы, уже не пела, но была как-то тихо мила. Я вдруг увидел, как она изменилась. Черты лица заострились, куда-то пропал знаменитый нос картошечкой. Она стала похожа на трагическую греческую актрису. Величественную и даже как будто гордую своим горем. И тем, что никого не собирается пускать к себе в душу и ни с кем не будет причитать и выть по этому поводу". ...Я не был близко знаком с Ниной Сазоновой, но изредка все же общался с ней по телефону, поздравлял с днем рождения и Днем Победы. Это были ее последние годы, когда жизнь уготовила ей страшное испытание: полное одиночество в старости. Она всегда благодарила за внимание, сожалела о том, что никогда не была в Благовещенске. Старалась не говорить о своих проблемах, никого не обременять ими - проявление чувства собственного достоинства оставалось с нею всегда. Она запомнилась мне очень открытым, естественным, доброжелательным человеком. Почему судьба послала ей в конце жизни такие тяжкие испытания? За что? Наблюдая за жизнью и творчеством современных звезд театра и кино, я размышляю о том, сколь завидна судьба тех, кто оставит после себя в искусстве хотя бы половину того, что оставила Нина Афанасьевна Сазонова, и пожнет хотя бы сотую часть такого же уважения и всенародной любви.

Возрастная категория материалов: 18+