Стряслась беда, какой не пожелаешь и врагу. Крестьяне села Садового Тамбовского района теряют дойное стадо, в формирование которого свой огромный труд вложили поколения. Не собрать урожай — это рана на несколько лет, лишиться стада — горе на десятилетия.

...Я приехал в Садовое аккурат перед совещанием с участием губернатора. В глазах руководителей хозяйства, управленцев, чиновников читается отчаяние. Поскольку понятно всякому: пожар — бедствие, а это бедствие куда большее. Между тем растерянности и паники нет. На пути к животноводческому комплексу, считай, тройной контроль. Тут и милицейские из областного и районного управлений внутренних дел, тут и сотрудники МЧС. На комплексе аврально ведутся работы силами хозяйства. Привлечена тяжелая техника предприятия «Сервер». «Камацу» рвет клыком землю, готовит технологическую яму. Здесь же скромный ЮМЗ пробивает траншею. Люди работают в защитных прорезиненных костюмах, горят рулоны сена, суета — это моментальная картина с натуры. Контроль на входе-выходе из животноводческого комплекса осуществляют пока еще свободные от весенних полевых работ механизаторы. Дежурят по 12 часов и стоят, что называется, насмерть: посторонний не пройдет — только по утвержденному списку.

Все меры предосторожности, кажется, приняты. Хотя телевизионщики ломятся со своими камерами по кочкарнику и болотам мимо кордонов. Что уж такое они хотят увидеть на животноводческом комплексе — не знаю. Возможно, им ящур представляется эдаким монстром о трех головах, пожирающим коров одну за другой, а иногда прихватывающим и человечины. Поскольку инфекция обнаружена недавно, наверняка падежа в стаде еще нет. Чего там можно снять на видео? Нет, пытаются прорваться, усугубляют и без того критическую ситуацию, выступая, по сути, переносчиками инфекции. Вольно или невольно. Дезакционный барьер на комплексе действует круглый год. А теперь этот барьер тройной — с каждой стороны подъезда. Введен он восемь дней назад. Хотя карантин — с прошлой пятницы. А еще кордон милиции на въезде в село. Здесь также дезакционная яма — опилки, пропитанные раствором. ДУК — установка по подготовке дезинфицирующего раствора, в которую «впряжен» старенький «Беларусь», все время в работе. На тракторе Сергей Настечин.

Инфекция! Взять интервью у кого бы то ни было в этой обстановке непросто. И селяне, и приезжие словно приняли обет молчания. Кажется, вот уж горюшко свалилось! Хотя, наверное, чересчур драматизировать ситуацию не следует.

— Все под контролем, — говорит Андрей Ножкин, майор милиции, местный участковый. — Дежурство плотное, круглосуточное.

Это видно и без слов. Виктор Бухта, первый замначальника Главного управления ГО и ЧС, рассказывает, что его служба включилась в работу без промедления, как только было получено сообщение.

— Насколько сложна технология определения и классификации ящура? — спрашиваю Виктора Александровича.

— Официально результаты анализа подтвердили московские специалисты. Сейчас ведутся мероприятия согласно плану действий по карантину в Садовом и Лозовом. Установлены дезбарьеры, ограничен пропуск людей, действует запрет на вывоз мяса из сел; молоко — только кипяченое. Сейчас проводится дезинфекция первого отделения, — рассказывает полковник Бухта.

— Что такое ящур?

— Это заболевание крупного рогатого скота, к сожалению, широко распространенное во всем мире. Ветеринарная служба пока не выяснила, откуда он появился и какого типа. Кроме его принадлежности к группе «О», прочее пока не определено. Может, грызуны занесли, может, мигрирующая косуля из Китая или Монголии. Возможно, кто-то из Китая туристическим маршрутом привез нам это «счастье». Наша задача — не выпустить вирус из Садового.

— ...И вместе будем молиться, чтобы только Садовым все и ограничилось.

— Да. Для народа угрозы практически нет. Три минуты кипячения воды или варки продуктов — и вирус погибает. Люди не могут заразить им друг друга. Если только через кровь, но для этого надо сильно постараться. У человека заболевание проходит по «мягкому варианту», лечится оно антибиотиками. Настоящие потери — экономические: болезнь и гибель животных. Стоит выпустить болезнь, и тогда карантин будет наложен на всю Амурскую область. А это влечет за собой запрет на вывоз продукции животноводства. Так что экономическая составляющая «по черному потенциалу» куда как масштабней, чем собственно угроза жизни людей. Если здесь все сделаем как следует, тогда и крестьянское Приамурье и соседние регионы будут жить спокойнее, работать, торговать. Карантин может быть снят не ранее чем через год. При благоприятном развитии событий. Приедет представительная комиссия, посмотрит, исследует. Только тогда может быть выдана рекомендация о снятии карантина на этой ферме. Год она будет пустовать.

— Совсем? А животных куда?

— Совсем. А скот подлежит захоронению. Это диктуется необходимостью и порядком принятия мер в таких случаях. Специалист департамента ветеринарии Минсельхоза наотрез отказался назвать свою фамилию. Хотя с ним мы поговорили-таки. После того как он сделал внушение о необходимости аккредитации, сохранения тайны, соблюдения принципа не навреди и ответственности за «произнесенное на бумаге» слово. Вот что им сказано собственно по факту: «Я консультант. Все решения принимают главы администраций района и области. Мы приехали из Москвы и поставили диагноз на месте. Для этого привезли необходимый набор компонентов для лабораторной диагностики. Собирали пробы три дня. Никакого сомнения, что это вирус ящура, нет. Далее будет проведен комплекс исследований с определением всего остального. У ящура семь типов. "О" в этом ряду наиболее давно известен».

— Ясно одно: вирус ящура относится к наиболее опасным болезням, и информация должна быть точная, — высказал пожелание московский специалист. — Это не тот случай, чтобы что-то приукрашивать. Необычного тут ничего нет. В апреле 2000 года был случай заболевания в Уссурийском районе Приморского края. Ящур появился в Приамурье впервые в 1961 году. Меры принимаются экстренные и радикальные...

Вчера губернатор Амурской области Леонид Коротков провел пресс-конференцию по факту заболевания скота в Садовом. Из прозвучавшего там. 15 апреля, когда подтвердился факт заболевания животных, на ферме находилось 940 голов крупного рогатого скота. В тот же день заместитель губернатора Николай Кулешов провел заседание областной комиссии по ЧС. По решению областной комиссии на территории Тамбовского района введен режим чрезвычайной ситуации. В Садовом, Орлецке, Лозовом установлен карантин. 91 животное (больные и с подозрением на ящур) изолировано. 51 животное из этого числа было забито. Источник заражения пока не установлен. На фермах названных сел проведена поголовная вакцинация. В Садовом привит весь скот частных подворий (319 голов). Организовано ежедневное медицинское обследование персонала МТФ и людей, контактировавших с больными животными. Проводится дератация и уничтожение бродячих животных (собак, кошек). С 16 апреля введен режим чрезвычайной ситуации в соседних с Тамбовским районах: Михайловском, Ивановском, Константиновском, Октябрьском, Благовещенском и городе Благовещенске. Общее руководство работами и мероприятиями осуществляет первый замначальника Дальневосточного регионального центра по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-майор А. Глазунов.

Возрастная категория материалов: 18+