А именно: завершение инвентаризации земель, оценку земель, проведение землеустроительных работ для разграничения государственной собственности на землю, описание административно-территориальных границ муниципальных образований, обновление планово-картографического материала, уточнение и вынесение в натуре черты поселений, межевание земель и многое другое. Докладчики и выступавшие сетовали на несовершенство законодательства. Однако, представляется, на этот счет наиболее трезвое, что ли, суждение высказал старейшина депутатского корпуса Геннадий Иванов: "Каким бы ни было законодательство - оно все же меньшее из зол; хорошо уже то, что оно все-таки есть". Действительно, в области пока нет согласованной единой земельной политики. И это, несомненно, сказывается (да еще как!) на развитии области, возможности привлечения инвестиций в экономику, эффективности земельного потенциала. Уже как минимум трижды депутаты возвращаются к теме "Что делать?" И тревога народных избранников понятна. В России благополучно завалена приватизация. Теперь, что называется, с кровушкой (возьмите тот же "Юкос") идет разбор персональных дел, и конца этому не видно. А на повестке дня не менее капитальный вопрос - земля. Стоит завалить и это дело - значит все в отечестве, как говорят, накроется медным тазом. А "дело о земле" движется ой как трудно. За 12 лет не смогли разобраться, что делать с теми 12 гектарами земли, которые приходятся на пай селян. Так что ликвидация государственной монополии на землю сегодня - важнейшее условие. Но для реализации этого масштабного проекта пока не действующему Земельному кодексу надо "придать ноги" - создать еще порядка 40 законов и подзаконных актов. А пока земельный вопрос - сплошная "казуистика", как оговорился один из выступавших на слушаниях. Да уж, казуистики хватает, коли не могут меж собой договориться депутаты, управленцы, землеустроители. Что дело обстоит именно так, можно было понять, послушав исполненные взаимных упреков выступления на слушаниях. Геннадий Шестаков - как раз из тех "землемеров". Он заместитель руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Амурской области. И имеет такое мнение: - Прежде за неделю можно было решить земельный вопрос. Теперь же наш комитет совсем не тот. Поскольку отняты и переданы другим структурам многие наши функции. Причем переданы организационным новообразованиям. У нас остались функции оценки земли, мониторинга, но снята функция контроля. Между тем за последние 10 лет показатели качества земли снизились в разы. На это реагировать следует немедленно. Поэтому предлагаю все имеющиеся средства бросить на ее оценку и на очерчивание границ земельных участков. Директор предприятия "Амурземпроект" Юрий Попов заметил, что на завершение оценки земель деньги есть, они выделены из федерального и областного бюджета. Но вместе с тем основная часть земельных участков даже не стоит на кадастровом учете. Но как бы то ни было, с первого января будущего года нам надо привыкнуть жить и работать по новым правилам. А еще через 12 месяцев преодолеть тот рубеж, когда вне зависимости от наших пожеланий все будем жить "по новому Земельному кодексу". Так что надо поспешать. Евгений Белкин, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства по Амурской области, свое выступление начал с того, что дал крайне критическую оценку состояния дел по земельному вопросу. Статистика проверок удручающая, сказал прокурор. В муниципалитетах уставы пишут, не сообразуясь с законами. Интуитивно там понимают, что механизмы размежевания прописаны неважно. Права и интересы регионов в Земельном кодексе явно ущемляются. Масса вопросов по земельному законодательству. К сказанному прокурором можно добавить только вот что: межевание нынче обходится хозяйству в общественном секторе в 50 тысяч рублей за 100 гектаров (!). Поэтому и предлагали участники слушаний проводить эту работу за счет средств поддержки сельхозтоваропроизводителей. Между тем земля деградирует, не ведется рекультивация карьеров. Нет ни одного документа о передаче земли в муниципальную собственность. Что говорить, если на сегодня оформлены только земли, занятые постройками. Ирина Герман, председатель Мазановского районного Совета, посетовала, что земельное реформирование привело к тому, что в бюджете района появилась еще одна дыра - все работы по земле ведутся за счет муниципалитета. Законодательство меняется. Значит, теперь придется перезаключать договоры аренды. Тогда как муниципалам оставляют земли бездоходные. Ведь, по сути, "доходная" земля, лес, вода - все это отходит в областную собственность. Да и земли сельхозназначения отдают либо в частную собственность, либо в областную. Причем найти свою долю селянину теперь не представляется возможным - хозяйства реформировались по нескольку раз. Александр Синьков, руководитель крупной строительной организации, сообщил, что группа промышленников-строителей подготовила некое положение - аналог имеющихся в других дальневосточных территориях. Ситуация сейчас такова, что, к примеру, семь соток земли под застройкой многоэтажки стали стоить подрядчику 2,5 миллиона рублей, если эта земля находится в собственности. Застройщик мириться с этим не может. Поэтому нынче строятся дома в обход этих участков. Таким образом в сплошной застройке образуются "пустоты". Таким образом, за годы с момента принятия Земельного кодекса ясности в земельных отношениях не прибавилось. Однако ситуацию ломать придется - причем спешно. Поскольку мы в жесточайшем цейтноте. Прошедшие слушания ясности не прибавили. Нынче в селах, беднеющих день ото дня, единственная надежда на землю - как источник средств для жизни и деятельности селян. Как заметил один из участников слушаний, "это было совещание словно бы двухлетней давности. Ничего не меняется". Жаль.

Возрастная категория материалов: 18+