Просящая, устыдясь своей бестактности, умолкает. Не стал бы реанимировать картинку минувших дней, не столкнись с проявлением психологии "продавщицы мяса" в наши дни. С приходом рынка я, по своей наивности думал, что канут в вечность "психологи-распределители", а клиенту по меньшей мере надо будет запасаться защитными очками, чтобы не повредить глаза от лучезарных улыбок обслуживающего персонала. Да и проникся шалой мыслью, что мне, клиенту, везде будут рады, не взирая на то, одет я во фрак или повседневную робу. Думал, что владельцы предприятий услуг будут видеть во мне прежде всего источник своих доходов и относиться станут соответственно. Увы! В Шимановском отделении одного уважаемого банка родственница взяла ссуду. Факт сам по себе знакомый, говорящий о начале стабилизации нашего быта. Клиентам заранее назначили время получения денег. Люди, солидные, знающие цену времени, подходят к назначенному часу, занимают "живую" очередь. И тут появившийся клерк по своему усмотрению стал перекраивать ее, чем вызвал легкое непонимание у собравшихся, которое усугубилось заявлением управляющей отделением: "В назначенное время денег не будет". Клиенты, понятное дело, стали возмущаться. Тогда управляющая в лучшем стиле той торговки мясом (видимо, тоже "психолог") попыталась восстановить порядок. Цитирую дословно: "А что вы возмущаетесь, вас кто сюда звал?" И снова у серьезных людей сработал автоматически тот самый инстинкт покорности. Клиенты банка спасовали перед психологией "торговки мясом", втянули головы в плечи. Русский язык богат на смысловые выражения, и при желании можно было объяснить клиентам, что задержка незначительна и происходит по уважительной причине - необходимости инкассации денег. И все, инцидент был бы исчерпан. К сожалению, работник банка, дело которого - кредитование населения, нашла не лучшую форму общения с клиентами. Добавлю - выгодными для банка процентоплательщиками. Если в учреждении, которое обязано быть витриной новых экономических отношений, не изжита психология "распределителя благ", то какой культуры обслуживания следует ждать от продавцов магазинчиков и лавочек, что, как соты в улье, понатыканы под крышами больших павильонов? Стоят в тех торговых клетушках девицы-продавщицы и, в упор, не видя покупателя, обсуждают с соседками по прилавку свои проблемы. На замечания реагируют болезненно, порой дико... Привык покупать (теперь отвык) газеты в киоске ЧП Диков, которое занимается распространением печатной продукции во многих местах области. Откуда мне было знать, что у киоскера Бурановой дурное настроение? Последнее время несколько раз делал замечания за ее болтовню: подойдешь и ждешь, пока она не наговорится. А в этот раз купил две газеты, попросил третью. Мне было сказано, что такой, наверное, нет. Я посочувствовал продавщице, что в такой тесноте немудрено и не знать, где что ле... Договорить мне было не суждено. Буранова вырвала купленные газеты, швырнула деньги и стала кричать, что не продаст мне газет. Получил вялые ответы от директора Ю. В. Дикова и из отдела защиты прав потребителей мэрии. Когда редакция "АП" в конце прошлого года делала рейд по торговым точкам Благовещенска, подумал: завалят редакцию письмами. Ан нет! И материал актуален, а читатель не поддержал разговор. Почему? Может, негативные моменты в торговле областного центра не так остры и снивелированы близостью фирм-учредителей? И в благовещенских магазинах по утрам покупателей не заставляют бегать в поиске размена денег? Тогда хорошо живете, благовещенцы! Малые же города "зафилиалены" торговыми точками далеких от них фирм. Может, отсюда и все беды? Да, в областном центре невозможно за полчаса до перерыва или закрытия уткнуться носом в запертую дверь, за которой можно слышать голоса явно не чайного застолья. У нас - запросто. Так почему за свои деньги боимся быть требовательными? Мне кажется, мы чрезмерно озабочены мыслью: "А что подумают обо мне окружающие?" И, забывая о своем достоинстве, позволяем работникам сферы обслуживания опускать нас до положения лохов. Кто из нас хотя бы раз требовал сертификат соответствия товара или пробитый чек? И уж наверняка никто не решился проверить вес взвешенного в подсобке товара. А ведь повсеместно обвешивают и обсчитывают. А мы втягиваем головы в плечи. Стесняемся...

Возрастная категория материалов: 18+