Руководители представительных органов местного самоуправления с нескрываемой завистью знакомились с прекрасно оборудованными кабинетами, хореографическим залом. Каждый здешний класс располагает комнатой для занятий и игровой, раздевалкой, санузлом. Все 300 учащихся получают горячее питание в столовой. В воспитательной системе школы реализуются целевые программы "Одаренные дети", "Поможем друг другу", "Мы - граждане твои, Россия", "Азбука вежливости" и другие. Здесь работают музыкальный и кукольный театры, 13 кружков. Презентация целевых программ учащимися стала для гостей поистине откровением. Восхищение участников семинара вызвал и детский сад N 7 "Золотой ключик", чьи воспитанники поступают в школу N 5. Детсад расположен в зеленой зоне, и наряду с приоритетным художественно-эстетическим развитием здесь большое внимание уделяют экологическому, гражданско-патриотическому воспитанию, укреплению здоровья детей. Только за последние три года индекс здоровья дошкольников возрос с 26 до 37 процентов. Каждое десятое "золото" - шимановское Знакомство с городской системой образования и опытом работы педагогических коллективов продолжилось в школах NN 1, 3 и 4, в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Диалог", центре детского творчества. Экскурсии сюда убедили амурских депутатов в том, что в Шимановске образование стало приоритетным направлением социальной политики местных органов власти. Об этом говорили глава администрации города Василий Бауло, начальник управления образования Валентина Боробова. В Шимановске завершен переход к четырехлетнему обучению в первой школьной ступени. Накоплен положительный опыт по организации профильного обучения через классы довузовской подготовки (их 15) и филиал Амурского кооперативного техникума. Проводится апробация безотметочного обучения по изобразительному искусству и физической культуре. Неслыханная роскошь для тысяч амурских учащихся: в каждой полной общеобразовательной шимановской школе работают врач-педиатр, фельдшер и медсестра! А еще действуют координационный совет "Здоровое детство" и психологическая служба; осуществляется целостная система мер по социализации личности ребенка. Качество обучения в целом по городу за минувший учебный год выросло на 1,6 процента. Среднюю школу на "4" и "5" окончили 64,4 процента выпускников. Каждая десятая золотая медаль, полученная выпускниками области в прошедшем учебном году, - шимановская! Педагогов поделили на "касты" Как известно, школы являются муниципальными, но выполняют государственный заказ по стандартам образования. Так кто же должен их содержать? По мнению начальника департамента образования администрации Амурской области Владимира Елфимова, Шимановск в этом плане можно назвать благополучным городом. Но в целом по области нет рычагов оказания активной помощи муниципалитетам, скажем, в ремонте учреждений образования. Оборудование школ осуществляется за счет федеральной и областной программ, однако и здесь немало вопросов. Министерство образования работает с регионами не путем финансовой поддержки, а только прямыми поставками оборудования, к качеству которого у наших педагогов немало претензий. Обделенными оказались сельские школы: в рамках федеральной программы по развитию единой образовательной информационной среды они получили по одному-два компьютера и - счастливы. Хотя в городские и поселковые школы позже поступило по 12 компов. Правда, в этом году до 80 сельских школ докатится-таки вторая волна компьютеризации. Впервые за последние 15 лет школы области получили масштабное вливание в пополнение спортивного инвентаря. С 1 января, как известно, на региональный уровень перешли полномочия по выплате заработной платы педагогам. Но В. Елфимов обеспокоен тем, что в области наблюдается искусственное расслоение образовательной среды. В департамент образования поступают сотни писем от работников дошкольного и дополнительного образования с мольбой: пусть выплата их заработной платы идет из областного бюджета! Местная казна бедна, как церковная мышь, и опять бюджетники сидят без денег. И чем дальше, тем, видимо, сильнее будет нарастать эта социальная напряженность. Слабо освоить 36 учебников по истории? Ректор областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Лидия Дмитриева акцентировала внимание на катастрофическом старении педагогических кадров. Поэтому уже сегодня нужно решать: сколько и каких именно педагогов нужно готовить в области? Важнейшая задача - научить учителя владеть информационными технологиями, без чего невозможно движение вперед. А эта проблема уже не только серьезна - смешна до абсурда! Псевдореформы нарушили единое образовательное пространство. Учебников по истории, например, 36 - мыслимо ли все это освоить? Конечно, должны быть базовые учебники по каждому школьному предмету. - Еще одно требование времени, - считает Л. Дмитриева, - надо вводить в региональные программы экологию и иностранные языки стран Восточной Азии. С последним у нас нет положительных сдвигов. В Китае, например, многие жители приграничья сносно говорят по-русски, хотя там нет государственной программы обучения этому языку. Но есть потребность и мотивация. А у нас разве нет? Начальника отдела по управлению образованием администрации Свободненского района Валерия Смольникова беспокоит отток населения и, как следствие этого, уменьшение числа учащихся в школах. Тут за последние шесть лет "потеряли" около тысячи учеников! Валерий Иванович использовал трибуну областного семинара, чтобы вновь привлечь внимание властей к застарелой проблеме, связанной с энергоснабжением сельских школ. В месяц в Свободненском районе школы сжигают электричества на полтора миллиона рублей, и скудные средства местного бюджета не позволяют вовремя рассчитываться по платежам. Долг превысил четыре миллиона рублей, больше половины школ отключены от электроосвещения. Возможно ли в таких условиях нормально организовать летнюю оздоровительную кампанию и обеспечить в пришкольных лагерях полноценное питание? Образование определяет облик будущего Депутат областного Совета Василий Лысенко в марте и апреле принял участие в трех парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной думе, а также в работе V всероссийского съезда врачей. Оказывается, у юного поколения россиян серьезные проблемы со здоровьем. За последние пять лет более чем на 20 процентов выросла заболеваемость школьников. Только пять процентов выпускников (!) покидают стены школ здоровыми. Около половины учащихся не имеет возможности получать горячее питание в ходе учебного дня. На 12 процентов вырос школьный травматизм. Нужна, причем безотлагательно, законодательная и финансовая поддержка в решении этой проблемы. Работа медиков и педагогов должна быть согласованной: корни нездоровья - в чрезмерных нагрузках на школьников. На семинаре поднимались также вопросы о закрытии малокомплектных школ и переводе на платную основу учреждений дополнительного образования, о значительном росте родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях...

Возрастная категория материалов: 18+