Холодные брызги бодрят и зовут к приключениям. Навстречу инспекторскому "Амуру" несется резиновая лодка с мотором. На борту шестеро пассажиров, ни на одном из них нет жилета, даже на маленькой девочке, сидящей рядом с рослым мужчиной. Старший госинспектор ГИМСа Александр Козлов достает белый флаг-отмашку и подает знак водителю судна. Останавливаемся. Судоводитель предъявляет инспекторам судовой билет. В "Лидере-500", как указано в нем, может находиться одновременно до восьми человек. - Но так как у лодки нет леерного ограждения, попросту - бортиков, на всех путешествующих должны быть жилеты, - объясняет Наталья Устратова, заместитель начальника ГИМСа, составляя протокол об административном правонарушении. По закону за безопасность пассажиров во время пребывания на воде отвечает судоводитель, даже если он просто доставляет отдыхающих до места. Не нашлось у владельца и удостоверения на право управления судном. В документах отсутствует печать о ежегодном техосмотре. За все нарушения ему грозит штраф - около трехсот рублей. Но его, похоже, больше волнует, не изымут ли "Лидера". Убедившись, что лодку никто отбирать не собирается, интересуется, где и когда можно сдать экзамены. Удостоверение на право управления - обязательно, без него "самодеятельность" на воде может обернуться трагедией. Чтобы получить заветную "корочку", необходимо пройти специальные курсы и сдать экзамены. В Приамурье судоводителей готовят в Благовещенском речном училище, ПУ N 4, преподают судовождение в Зее и Шимановске. Все обучение займет не больше месяца. На воде существуют свои правила движения, не менее жесткие, чем те, которыми пользуются автомобилисты. Судно подлежит обязательной регистрации в ГИМСе в десятидневный срок с момента приобретения. Регистрируются и резиновые суда грузоподъемностью более 225 килограммов. Судно проходит освидетельствование на безопасность, проверяется наличие спасательного имущества, в частности специальных жилетов. "Экипированному" по полной программе судну присваивается государственный регистрационный номер, который наносится на бортовую часть контрастной краской. Эти же номера - на спасательных жилетах. Требования к прохождению техосмотра "укротителя волн" даже более суровые, чем у автомобилистов. Технический осмотр маломерного судна необходимо пройти до того, как оно выйдет в первое плавание. На новеньком автомобиле без техосмотра можно ездить какое-то время. А вот страхование "бегущих по волнам", в отличие от автогражданки, - дело добровольное. В Приамурье зарегистрировано более четырех тысяч маломерных судов, но к навигации ежегодно готовится только около тысячи. И все же вкладывать деньги в такой вид собственности достаточно выгодно - судно обесценивается не так быстро, как автомобиль, не изнашивается. Интересно, что благовещенцы покупают моторки и катера для отдыха, а жители сел - для рыбалки, охоты. Кстати, нарушения в районах фиксируются гораздо чаще, чем в областном центре. Если у судоводителя нет документов, удостоверяющих его право на владение судном, его задерживают и ставят на арестплощадку. Кроме существенного штрафа, нарушителю "светит" плата за хранение и транспортировку "кораблика". В этом году задержано более десятка судов. При этом допуск к навигации при внесении ежегодных платежей обойдется примерно вдвое дешевле, чем самый незначительный штраф. Например, за остановку в неположенном месте придется раскошелиться на 300 - 500 рублей. Самое суровое наказание за управление в нетрезвом состоянии: с пьяного "капитана" взыщут полторы-две тысячи рублей, а еще на год-два лишат прав на управление. В теплые дни инспектора задерживают до полутора десятков недисциплинированных судоводителей. Самые распространенные объяснения нарушителей: "забыл документы", "не знал о переоформлении". Конфликтные ситуации - редкость. Погони на воде - тоже из разряда киноисторий: - У любой реки есть берега, далеко нарушитель не уйдет, - говорит Наталья Федоровна, - рано или поздно попадется. А вот если судно угнали, к законному владельцу оно вряд ли вернется. Ходить на краденых плавсредствах опасно - быстро обнаружат. Воры распиливают их на куски и сдают в металлолом. Чтобы железные "друзья" не пострадали от рук похитителей, судоводители пригоняют свои машины в небольшой затон на охраняемую стоянку клуба водного туризма "Зея". Сегодня он насчитывает около двух сотен членов. Объединение судоводителей в организованную группу дает возможность инспекторам более эффективно контролировать соблюдение всех необходимых норм и предписаний. Да и для самих судоводителей сотрудничество с ГИМСом через клуб ничего, кроме пользы, не приносит. Специалисты инспекции утверждают, что в последние годы амурский маломерный флот начал расширяться. Пока, правда, о белоснежных яхтах жители области только мечтают, основной "костяк" - суда 70-х - 80-х годов выпуска. В настоящий момент на акватории Приамурья работает только шесть государственных инспекторов, в то время как, по некоторым подсчетам, их должно быть не менее 37. Причина, как и везде, - недостаточное финансирование. Когда речь заходит об осторожном вождении автомобилей, обычно вспоминается фраза: "Водитель, помни: тебя ждут дома". Это можно в полной мере отнести и к любителям водных дорог.