- Без "трясогузки" обходилось, пожалуй, только в детстве. Тогда я об этом не задумывался, - улыбается он. - Пугало только одно - народу много! Горластого Вовочку учителя удаляли с уроков. Но его несомненные вокальные способности, берущие начало в поющем семействе, оценил преподаватель музыки и пригласил в детский хор. Смотр самодеятельности традиционно проходил в стареньком здании театра драмы. На одном выступлении одаренного пацаненка заприметила завуч детской музыкальной школы Софья Ивановна Селиванова, и он "заболел" пением на всю жизнь. Путь к концертно-камерному и оперному исполнительству начался после школы: вокальное отделение Благовещенского музыкального училища, класс сольного пения Андрея Седова в Новосибирской консерватории и Ленинградская консерватория... Гастроли, разъезды, впечатления и неизменный успех окрылили студента Савватеева, а диапазон в две с половиной октавы открыл многие двери и возможности. Молодая семья и двухкомнатная квартира в Барнауле удержали от многочисленных предложений. А ведь кто только не соблазнял! Ленинградская оперетта, Московский театр им. Немировича-Данченко, Новосибирский радиокомитет... Но по общежитиям мыкаться не с его домашностью. Солистом симфонического оркестра в Алтайской краевой филармонии и в Краснознаменном ансамбле песни и пляски КДВО (Хабаровск) Владимир Савватеев задержался недолго. Зато с педколледжем N 2 его связывают три десятка лет работы и выпускники, которыми можно гордиться. Увлекающаяся, творческая натура не переносит однообразия. Не потому ли даже в свои 62 года Владимир Борисович пребывает в неустанных творческих поисках. - Наверное, ваш любимый композитор - Моцарт? - силюсь угадать. - Да! Его пьянящая, зовущая вперед, никогда не унывающая музыка дарит надежду. Послушайте "Лепорелло" из оперы "Дон Жуан", "Волшебную флейту" или "Так поступают все женщины". Это же "вечный двигатель"! Настолько талантливого композитора больше нет. Сыпать жемчужинами-ариями, завораживать и влюблять Владимиру Борисовичу как прирожденному магу помогает волшебный голос, незакомплексованность взглядов, движений. Он называет это "палитрой в душе": - Минор-мажор для музыканта еще не все! Надо уметь где-то слово выделить, где-то все предложение венчать особенной интонацией. Ведь без подъема настроения слушатель быстро заскучает. Моцарт, Россини, Пуччини, Верди, Доницетти... С таким вокальным диапазоном он мог бы составить конкуренцию, наверное, самому Хосе Каррерасу. Но почему, удивляюсь мысленно, почему это яркое дарование столь щедро раздаривает себя провинциалам, вместо того чтобы блистать в столичных светских кругах? - Я всегда говорил: там повсюду и всех много! - восклицает вокалист. - А мне посчастливилось проехать по всей России с концертами народного хора Владимира Инина, соприкоснуться с выдающимися музыкантами нашего времени. Горжусь, что работаю в хорошем творческом коллективе. А сожалеть... приходится только о том, что нет в нашем обществе стержня, нет единой России, нет понятия совести у тех, кто приватизированное выдает за свое... Не по зову денег, а по зову сердца нужно учиться жить. Если нота соль напоминает соль поваренную... "Педагогический театр" Владимира Савватеева начинается не с вешалки... Подготовительное образование - вот чего все чаще недостает его студентам, будущим преподавателям вокала и фортепьяно. - Лет двадцать назад абитуриенты были, извините, умнее, - говорит он, - с развитым кругозором, мышлением, речью. Они имели начальные навыки игры на инструментах и представление о высокой классике, поэтому чувствовали себя увереннее. Сегодняшнее поколение не то что инфантильное, скорее - безразличное к самой жизни. Возможно, молодежь растерялась, но думаю, что главная причина в тяжелом социальном положении. В последние годы в основном поступают на музыкальное отделение учащиеся, приехавшие из глубинки. Трудно не заметить пробелы в знаниях, вкусах, воспитании... Крик души Владимира Борисовича тонет в общем многоголосье деятелей культуры. Фортепьяно, баян становятся чуть ли не роскошью. Вчерашние школьники, приезжающие на учебу из сел, зачастую удивляют преподавателей не с лучшей стороны. - Нота соль у некоторых абитуриентов вызывает ассоциацию с поваренной солью! Иные ребята "живую" скрипку, фортепьяно, баян никогда не видели... А что мы по телевидению смотрим? "Фабричную" поп-культуру! Не слышим симфонических оркестров, камерной музыки, блестящих оперных певцов. Души добрые, стремящиеся к высокой духовности, под началом Савватеева обретают стерженьки. Кирпичик к кирпичику выстраивается в их душе храм истинного искусства. Но почему же педагога не покидают опасения о будущем нашего образования? Владимир Борисович разводит руками: "Энтузиасты, которым за 50 - 60 лет, постепенно уходят из школ, а идущая на смену им молодежь зачастую не владеет глубокими знаниями, терпением, педагогическим тактом, влюбленностью в свою профессию". Уровень своих вокалистов он привык оценивать по итогам экзаменов. "Обучение у нас штучное!" - не без гордости замечает вокалист. Каждый год под его началом соловьями заливаются 35 молодых дарований. Каждому он подбирает свой репертуар: романсы, арии, русские народные, а капелльные и детские песни. Владеть собственным голосом, свободно держаться на сцене - еще не все. Жизненные устои Владимира Борисовича вполне годятся для подражания. Во всем он умудряется разглядеть не шипы, а розы. А еще я заметила, что бережет он своих "мучеников науки" от поспешных необдуманных шагов. Наверное, поэтому девчата порой слышат от него: "Замуж не торопитесь! Главное - специальность в кармане иметь. Тогда есть на что опереться в жизни и почувствовать себя независимым".