Основной поток грузов для строительства Забайкальской железной дороги прошел именно по синим артериям. По Амуру прибыли на дальневосточную землю основатели Благовещенска, Хабаровска, Николаевска... И сегодня, несмотря на солидный возраст, проблемы с финансированием и нехваткой современной техники, речной флот продолжает нелегкую работу по освоению дальневосточных рек, а значит, и всего региона. Благовещенский район водных путей и судоходства ведет свою историю с 1900 года. Он был создан для работ по углублению и описанию фарватеров. За все это время задачи путейцев не изменились. Главная задача - обслуживание и содержание водных путей на судоходных реках области, а их протяженность без малого три тысячи километров. Но изменилось само предприятие - время и технологии не стоят на месте. В распоряжении речников - флагман дноуглубительного флота, мощный земснаряд "Зея". Огромная помпа засасывает воду, захватывая грунт, песок, ил. И по плавучему трубопроводу все это отбрасывается на 200 - 300 метров в сторону. Его эффектную работу довелось недавно увидеть в Новопетровке, где путейцы приступили к строительству затона, в который смогут заходить корабли в межнавигационный период. И теплоходам нужен свой "дом", где они "отдохнут" после напряженной навигации. Таких земснарядов на Дальнем Востоке всего два. Второй, "Амур", работает в районе Хабаровска. Зея возле Новопетровки недостаточно глубока, с помощью земснаряда за два дня реку углубили на несколько метров. В небольшом затоне корабли могут теперь подойти к самому берегу. На деятельность "Зеи" приходили смотреть многие сельчане. Захватывающее зрелище: огромная струя воды под мощным напором летит на 300 метров. Теперь в Новопетровке появился тихий "корабельный дом", а на намытом речном песочке можно устроить пляж. Петр Алексеевич Долгополов, начальник Благовещенского района водных путей и судоходства, думает о новых объемах работы. В скором времени земснаряд передислоцируется в Еврейскую автономную область, в район села Пашково, там планируется провести изыскания и углубить дно в связи со строительством нового терминала для перевозки грузов и пассажиров в КНР. "Если будет решен вопрос с финансированием, то в недалеком будущем у нас появятся новые лоцманские карты, а также современные компьютерные приборы и программы", - говорит Петр Алексеевич. А пока путейцы идут по старым картам и делают все возможное, чтобы фарватер Амура и других приамурских рек был глубоким.