- Прежней администрацией области, к сожалению, были допущены некоторые тактические ошибки. Строительство действительно вели без проектно-сметной документации. Понятно, что наперед не был просчитан и экологический ущерб при строительстве. Хотя контролирующие органы и добивались порядка, однако работа шла спонтанно. Только к моменту замораживания объекта были получены тома оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Эти документы сейчас находятся у нас, однако официальной экспертизы они еще не прошли. Как только стройка оживет, сразу же будет проведена экологическая экспертиза ОВОСа. Мы уже не допустим ошибок наших предшественников. - А строительство Бурейской ГЭС, подготовка ложа этого крупнейшего на сегодня объекта, как с этим? - Строительство шло в соответствии с ранее выданной документацией. Это проект 1982 года. Он прошел все необходимые для того времени согласования. Документация на подготовку ложа ГЭС была также разработана институтом "Ленгидропроект", а потом и откорректирована в соответствии с новыми санитарными правилами затопления водохранилищ и полностью соответствует решениям, заложенным в проект. Правда, в 1982 году вообще не было принято делать экологическую экспертизу. Сегодня Главное управление экологической экспертизы взяло на себя ответственность за решение не проводить экологическую экспертизу данной документации. Что мы можем сделать сейчас? Постоянно ведется экологический мониторинг, силами Владивостокского института охраны окружающей среды проведен экологический аудит. Это строительство постоянно в поле зрения дальневосточных экологов. - Не повторится ли эта ситуация при строительстве Нижнебурейской ГЭС? - Не думаем, что будет именно так. Во-первых, мы уже научены опытом строительства ГЭС. Во-вторых, общественность сегодня более активна и не даст власти спуску, случись такое. К примеру, АмурСоЭС намерен вскоре провести слушания по Нижнебурейской ГЭС. Думаю, что и облсовет, и администрация не повторят ошибок предшественников. А поскольку уже сейчас мы начали об этом говорить, значит, следует ожидать, что события будут развиваться по разумному сценарию. Например, общественные слушания прошли в Тынде 29 мая. По нефтепроводу общественные слушания также состоялись, и теперь разрабатывается документация. Мы отслеживаем ситуацию на стадии выбора участков. То есть предъявляем экологические требования до того, как будет вынесено постановление об отводе участков. Это и есть наша работа, или, иначе говоря, предупредительный надзор. На сегодня по космодрому заканчивается процесс общественной экологической экспертизы, которую проводит "Экологическая инициатива" Федоровской. - Каким вы находите состояние кормилицы области - Зейско-Буреинской равнины? - Ситуация сложная, хотя и не критическая. К сожалению, на майской сессии облсовета этот вопрос был снят с повестки дня. Я говорю о законе, регламентирующем социально-экологическое развитие Зейско-Буреинской равнины. Понятно, что для начала надо хотя бы сохранить имеющийся экологический уровень. - Нынче почва на редкость переувлажнена, и, думалось, что малые "сельские" водохранилища стихия весной будет рвать. Однако, по большому счету, все обошлось. - Малых прудов и водохранилищ в Приамурье всего-то чуть больше сотни. И нельзя отрицать, было 2 - 3 критических момента, в частности по Ивановке Ивановского района и Талалям Свободненского, когда ситуация вышла из-под контроля. Амурчанам может казаться, что водохранилища бесхозные, однако должное внимание гидротехническим сооружениям уделяется. За водными объектами ведется постоянное наблюдение, принимаются меры на потенциально аварийных объектах. Во всех районах области нынче с ситуацией справились вполне успешно. В области действует межведомственная комиссия по перспективам использования малых водохранилищ и прудов Приамурья. В соответствии с пообъектным планом в прошлом году начата работа по мониторингу малых водохранилищ. Их надо исследовать и дать рекомендации по дальнейшему использованию. За прошлый год все они были обследованы, проверено состояние гидротехнических сооружений, самих водохранилищ. Предварительный расклад таков: около тридцати водохранилищ, наверное, останутся и будут выполнять свою функцию далее, но с ними нужно работать. А по сорока следует принять решение. Может, придется перевести их в число природных объектов. - Власть уже "созрела" для передачи водохранилищ в частные руки? - По Водному кодексу водохранилища в частную собственность передавать не разрешено. И потом не так-то просто соблюсти достаточно сложные стандарты по содержанию его. Впрочем, никто не запрещает частнику взять его, скажем, в аренду. С другой стороны, немало таких гидросооружений, где плотина представляет собой дорогу, за которую отвечает "Автодор". Так что порядок прост: бери объект в аренду, получай лицензию и работай в связке с "Амуррыбкомбинатом" или с кем-то другим. - Какие есть проекты по берегоукреплению? - Сегодня разрабатываются проекты по берегоукреплению в районе сел Владимировка, Сергеевка. То есть и по Зее, и по Амуру. Может быть, это произойдет в рамках межрегиональной программы "Амур" в части исследования русловых процессов по названным рекам и Бурее. - Можем ли мы тягаться с китайским соседом в берегоукреплении на пограничном Амуре? - Пока средств, позволяющих вести адекватную работу, ни в регионе, ни в Москве нет. Поэтому соседи ведут эту работу намного успешнее. Со всеми отсюда вытекающими. - "Боевая" экологическая общественность - ваш помощник или непримиримый оппонент? - У общественников свежий взгляд на вещи, и нам такие контакты только помогают. И потом чиновника сам закон обязывает учитывать мнение общественности. Хотя природоохранное законодательство далеко не всегда, что называется, повернуто к человеку. Так что кому, как не названным организациям, руководят которыми обладатели ученых степеней, в высшей степени образованные люди, занимающиеся вопросами экологии не один десяток лет, быть нашими партнерами? Потому мы и стараемся всегда активно с ними работать. Скажу больше. Региональный закон об охране окружающей среды предусматривает общественный экологический контроль в рамках даже более широких, чем это прописано в федеральном законе. Мы бы хотели ввести в обиход такое понятие, как общественный экологический инспектор. У охотоведов нечто подобное есть. Кстати, с инспекторами-охотоведами у нас товарищеская договоренность о сотрудничестве. Ведь они часто бывают в тайге, на водоемах, многое видят и вполне могут контактировать с нашими межрайонными отделами. В деловом контакте мы и с рыбинспекцией. - Сегодня ваш праздник. Вместе с поздравлениями вопрос такой: чего бы вы пожелали своей службе? - Наш департамент на подъеме, идет процесс его становления и развития. Важно иметь разумное законодательство, систему подготовки и переподготовки инспекторов. Ведь для нас не является основным делом - прийти, увидеть, жестоко наказать. По определению экологического контроля в Законе "Об охране окружающей среды" это как раз на последнем месте. На первом - предупреждение беды, или бесхозяйственности. Важно повышать экологическую грамотность человека, чтобы он перестал только потребительски смотреть на природу, - высказал пожелание Станислав Сахончик. - Какие подвижки в охране природы мы хотели бы видеть наглядно как результат приложения наших сил? Чтобы через пару лет наконец-то сформировалось нормальное промысловое стадо омуля в Зейском водохранилище. Чтобы за это время все наши бесхозные водохранилища обрели рачительных хозяев и там так же пошел процесс зарыбления. Чтобы появилась большая Красная книга Амурской области, - заключил Василий Офицеров.