Легко ли "найти себя"? Сколько же было Свете, когда в ее ручонках оказались ножницы, расческа, всевозможные заколки, бантики? Причесывать кукол, наводить "вавилоны" на головах соседской детворы, пудрить носики она любила всегда. - Под корень не стригла, - улыбается Светлана Ивановна, - мне нравилось экспериментировать, изобретать, подчеркивать индивидуальность. Старшая из двенадцати детей, она мечтала стать второй Дорониной, грезила о сцене, протоптала тропинку в школьный драмкружок. И представьте - блистала! С увлечением читала стихи, пела, вела вечера. Настоящим откровением стали для нее шедевры литературы - трагедии, комедии, драмы. Кто бы еще, когда семья перебралась на Украину, стал осваивать с репетитором украинский язык, чтобы в оригинале познакомиться с литературными изысками Тараса Шевченко, Леси Украинки? "Будешь ты песенки петь где-нибудь к северу ближе!" - стихотворно язвил в адрес утонченной театралки влюбленный, очевидно, в нее одногодок Ваня Панченко. Почему бы и не петь? Отличница Светлана без особенных усилий поступила на вокальное отделение херсонского музучилища. Правда, надолго не задержалась. Змей-искуситель - приятель из украинского театра драмы соблазнил вместе пойти в актерскую студию: "Нас точно примут!" Будто в воду смотрел. Но и перед набором в одесское театрально-техническое училище ищущая себя девушка не устояла. Приняли ее сразу, словно ждали. Кто бы мог представить, что профессия ее сложится из усов и подусников, локонов и небрежной небритости, наклеек и толщинок, причесок и грима. Детали-мазки гримера-постижера чем-то сродни кисти художника. Светлана Ивановна мудро замечает: - Король может быть голым и оставаться при этом королем! Зато сложнейший грим, как некий щит от сглаза, помогает артистам войти в образ - проникнуться духом своего персонажа. Практика пройдена немалая и на киностудии Одессы, и в драмтеатрах Актюбинска, Кокчетав, Свердловска, Златоуста, Серова, Алма-Аты, консультации у высокопрофессиональных постижеров (чего стоит одна только ученица Аджана - первого гримера Бориса Щукина в образе Ленина). Готовить к выпуску по семь-восемь спектаклей в год вперемежку с многочисленными постановками сказок, отражать возрасты, национальности, эпохи - занятие кропотливое. Купцы, Черноморы, Иваны Грозные, несчастные доченьки богатых родителей, мачехи... Собрать бы всех персонажей, над которыми колдовала гример, и устроить бал-карнавал - этакий поклон мастеру. Научилась главному - любить людей Догадаться, кто стал мужем виртуозного гримера, вовсе несложно. С артистом Леонидом Бабенко она объехала чуть ли не весь бывший Союз! Но гримировать близкого человека - не для слабонервных. Капризов не избежать... В общем, в трудовых подвигах Светлана Ивановна закаленная. Выросшим за кулисами, в волшебной театральной атмосфере дочкам Наталье и Антонине актерской судьбы, казалось бы, не миновать, но Светлана Ивановна исхитрилась - повернула иначе. "Если меня не займут в этом спектакле, я уйду из театра! - однажды категорично бросила маме младшая. - Так и передай главному режиссеру". Смех смехом, а приболеть звездностью у девчонки повод был. В пять лет Тонечка выходила к зрителю в образе дочери хозяина. Приобретая билеты на спектакль "Генералы в юбках", заядлые театралы неизменно спрашивали кассира: "А сегодня кроха выступает?" Обе маленькие артистки примеряли парики, костюмы, гримировались сразу всем, что попадалось и... откалывали маме нешуточные сюрпризы. Как-то раз из-за этого Светлану Ивановну чуть было не пришлось отпаивать валерьянкой: - К новогоднему представлению "Лиса, волк, зайцы" я, как водится, приготовила облачения для артистов. Праздничным утром прихожу на работу и вдруг... Свят, свят, свят! Куда все делось? Гримерка пуста... Я к коллегам, а те смеются: "Девочка твоя нарядила всех театральных детишек, и они вокруг Деда Мороза хороводы водят, подарки у него выманивают". Смешного гримеру попросту не избежать. Только Светлана Ивановна и сама не прочь разыграть окружающих. На одном из вечеров в благовещенском училище N 26, где работала одно время, она подбила на хохму молодых преподавателей. Загримировала их точь-в-точь под цыганский табор. Только голос и выдал... - Веселая жизнь у вас! - не скрываю я восторга, но Светлана Ивановна почему-то с грустью замолкает. Оказывается, "по долгу службы" ей приходилось сталкиваться больше с горем, бедой, человеческими болями. "Только вы можете мне помочь" - сколько раз приходилось ей это слышать от разных людей с непохожими судьбами. Отмахиваться Светлана Бабенко не умеет, понимает - все мы под Богом ходим. "Куда вы меня везете?" - струхнула она, когда под покровом ночи машина обратившегося к ней конспиратора свернула на незнакомую дорогу. До неузнаваемости гримировать работника КГБ и, стало быть, косвенно участвовать в опасном предприятии - поимке наркоторговцев - до того момента не приходилось. "Выйти живой из переделки" - так можно назвать другую работу Бабенко. "Если меня узнают, считай, что и не жила...", - приговаривал бизнесмен, когда гример накладывала ему бороду. Наконец он произнес: "Вроде не колет". Если бы на этом все закончилось! Светлане Ивановне пришлось учить "артиста" наклеивать усы, а потом от волнений за подопечного не спать ночами. "Не убили его?" - с тревогой спрашивала она потом знакомых бедолаги. Волноваться было отчего. Подобрать грим естественный и для реальной жизни - непростая задача. Театральный - серовато-сизого цвета и на близком расстоянии сразу заметен. Тут нужен киношный, который лучше впитывается в кожу, выглядит естественно. К гримеру-постижеру за помощью приходили и люди, теряющие волосы и ресницы. - Помню, как однажды я семь ночей сидела готовила заказанный парик из натуральных волос. Дергала по волосинке. Это теперь хоть на амурской ярмарке, хоть на рынке запросто можно купить, пусть и синтетический, паричок. Кстати, определить на глазок, настоящий ли волос на вашей голове, для Светланы Ивановны проще простого. Но не потому, что сегодня засилье синтетики. - На иные парики посмотришь - свежо выглядят. Другие напоминают старые мочалки - очевидно потому, что хозяйки не очень-то за ними следят. Синтетика быстро теряет вид и привлекательность. От пота петельки развязываются, волоски лохматятся, превращаются в паклю. - Как ухаживать за синтетическими париками? - спрашиваю я. - Реставрировать, подрезать концы, причесывать, укладывать. Чтобы на них не садилась пыль и не впитывалась влага, хранить на подставках, в шкафу. А для блеска применять репейное масло. Но в последнем важно не перестараться. Знаете, как бывает? Некоторые услышат подобный совет и всю бутылку разом выльют! Потом говорят: "Больше я этим не пользуюсь". Натуральные парики пропускают воздух, кожа "дышит". А злоупотреблять "синтетикой" не стоит, ведь под ней получается парник, так что и последний свой волос вылезет. Не по собственной воле в 1998 году "золоторучка" рассталась со своим вторым домом - театром. "Сначала было тяжко... - вспоминает она. - И все-таки закулисье - это богатая школа познания человека, ведь артисты открыты до прозрачности. Там я научилась главному - любить людей, наверное, поэтому и чувствую себя счастливой. Мне обидно, что в театральный мир теперь все чаще приходят люди случайные, что царствует принцип "выжить!" Я воспитывалась на другом: умри, но сделай! Все так же любящая театр, она сегодня занята сразу в двух парикмахерских. Это совсем не та работа - более приземленная. Но с приходом выпускной поры, когда длинноногие девчонки превращаются по мановению волшебных палочек мастера в сказочных фей, оживляется и она сама.