Профессия водителя автобуса на муниципальном транспорте становится непрестижной. Текучесть кадров из года в год растет: по некоторым предприятиям ее уровень достигает 30 процентов. Наблюдается резкое снижение притока молодых кадров, и привлечь их практически нечем. Зарплаты не достигают даже 6 - 7 тысяч рублей. Кроме того, постоянны задержки с выплатой. Половина подвижного состава изношена полностью и не обновляется. На предприятиях делается все возможное и невозможное, чтобы продлить жизнь автобусам. Ставка делается на частный извоз, потому и происходит медленное уничтожение " муниципалов". Видимо, с этой целью ежегодно сокращается финансирование транспортного комплекса. Пример тому - МУП "Автоколонна N 1275". За 2003 г. дотации за перевозку льготных пассажиров были выполнены на 32 процента. Перевозки инвалидов и ветеранов в прошлом году профинансированы на 90 процентов, а за первый квартал текущего года - лишь на 46 процентов. Федеральные долги за предыдущие годы транспортникам возмещать никто не собирается. Год прожили, просуществовали - начинайте новый! На эти долги нет ни штрафов, ни пени. Совершенно другая картина по отношению к долгам предприятий, здесь пеня и штрафы начисляются своевременно. Почему же никто не обращает внимания на то, что долги эти образовались из-за недостаточного и несвоевременного финансирования со стороны федеральных и местных органов? Привлекая частников к перевозочной деятельности, мэрия, с одной стороны, решила транспортную проблему - уехать можно за семь-восемь рублей до любой остановки. Правда, в позднее время, в морозные и в праздничные дни это исключено. С другой стороны, город буквально перенасыщен микроавтобусами. А переизбыток транспорта на маршрутах, как правило, к хорошему ни приводит. Есть случаи драк между водителями, умышленные проколы колес и масса других подобных инцидентов. Идет гонка за платным пассажиром, в результате которой безопасность потребителя отходит на второй план. Работая в таких условиях, муниципальные транспортники выполняют роль альтруистов, перевозя всех неплатежеспособных граждан. Словом, несут невосполнимые потери. Получается, что льготы, предоставленные гражданам государством, оплачиваются из кармана перевозчика - за счет водителя, кондуктора... На первое января 2004 года средняя зарплата по муниципальным предприятиям городского пассажирского транспорта составила от 4200 до 4800 рублей, а в Свободненском ПАТП - 3460 рублей. Вот за такие деньги водители и кондукторы встают в четыре-пять утра, чтобы в шесть выехать на линию. Отраслевое тарифное соглашение мэриями не признается, и проблемы транспортников решать они не собираются. Выход - государственная поддержка городского муниципального транспорта, своевременное финансирование и погашение долгов, выделение средств на приобретение транспорта и главное решение вопроса о льготном проезде. Частный извоз транспортную проблему не решит! Его цель - нажива, прибыль. В конечном итоге только наличие муниципального транспорта сдерживает рост тарифов на услуги частного извоза. Не надо об этом забывать.